От редакции: Большинству нужен покой

После характерных для 1990-х гг. «революционных» преобразований и борьбы за выживание общество стало тяготеть к ценностям «порядка», «справедливости» и «стабильности». Их разделяет около 75% общества независимо от идеологических установок. Уставшие от потрясений 1990-х люди почувствовали отвращение к переменам, что породило неоконсервативную волну и привело к складыванию консервативного большинства. Это люди, которые устали постоянно «крутиться» и «рисковать», они захотели гарантий - как социальных, так и в плане безопасности.

Такое общество лишено мобилизационного потенциала и больше всего стремится к покою, пишет Леонтий Бызов из Института социологии РАН в статье «Новое консервативное большинство как социально-политический феномен» (журнал «Мир России», № 4/2014). Борьбе за абстрактные конструкции типа «великой России» носители всех идеологий предпочитают частное благополучие. Россияне вообще оказались индифферентны к идеологиям - именно это большинство, «новый средний класс», и составило политическую базу Владимира Путина.

Так было до 2011-2013 гг., когда Кремль предпочел опереться не на этих людей, а на традиционалистскую периферию. Разделение на «либералов» и «консерваторов», возникшее в результате протестов конца 2011 - 2012 г., стало, считает Бызов, в большей мере результатом политтехнологических усилий власти, направленных на раскол оппозиции, а не закономерным следствием общественных процессов. Собственно консервативное большинство за последние годы выросло всего на 2-4%. Сильнее росло число приверженцев национально-державнической идеологии (на 6-9%) «традиционных» ценностей (на 7%), а лагерь сторонников перемен уменьшился на 5%.

Эти цифры показывают, что аффективная экзальтация по поводу Крыма едва ли будет долгосрочной. «Великодержавность» россиян в значительной степени декларативна. Центр тяжести может довольно быстро сместиться от «патриотов» в сторону «прагматических консерваторов», для которых превыше всего рост личного благосостояния.