Борис Сафронов: Падение цен на нефть обнажило все проблемы экономики России

Уоррен Баффетт как-то сказал, что, когда приходит отлив, становится видно, кто купался голым. Для нашей экономики отливом служит падение цен на нефть. В начале сентября баррель Brent стоил $100, спустя месяц - $90, а теперь - $70, причем на этой неделе цена опускалась до $67.

Отлив обнажил все слабые места российской экономики, которые чиновники до последнего старались прикрывать словесными интервенциями или просто не замечать. Нефть дешевела, но суть их комментариев не менялась: это, конечно, неприятно, но временно - так что переживем, ведь резервы у нас о-го-го какие, а там цены вернутся к $90-100, госинвестиции поддержат экономику, цены удержит ФАС, ну а что до обвалившегося рубля - так это дело рук спекулянтов и паникеров, ажиотаж спадет, и рубль укрепится.

Эксперты уже два года предупреждают о практически неизбежной стагнации экономики, а после введения санкций - и о рецессии. Но Минэкономразвития раз за разом переписывало макропрогноз, постепенно ухудшая показатели и все же всякий раз получая рост ВВП по итогам 2014 и 2015 гг. Бюджет-2015 сверстан из средней цены в $97. Президент Владимир Путин в середине октября говорил, что в цене «$80 или чуть выше» не заинтересован никто из серьезных игроков, так что цена скоро «выровняется, скорректируется». Президент крупнейшей нефтяной компании страны, государственной «Роснефти», Игорь Сечин (утративший возможность влиять на принятие основных государственных решений) неделю назад допустил падение цены до $60 - такой она может быть до середины 2015 г., а по итогам года он прогнозирует $70-75. В сентябре он говорил, что и $90 за баррель - хорошая цена, а неделю назад - что «цена в $60 нас тоже устраивает».

По мере приближения к этому уровню проблемы проявляются все отчетливей. Сначала курс рубля: отлив превратил его свободное плавание в свободное падение. Можно называть поведение курса как угодно и сколько угодно говорить о том, что он недооценен. Но происходящее отражается в котировках любого обменника.

Далее - инфляция: она уже почти 9%. Чиновники по-прежнему отказываются признавать даже возможность двузначного роста цен, но Минэкономразвития все же повысило прогноз на следующий год до 7,5%.

И наконец, рецессия: по представленному вчера макропрогнозу, спад начинается в этом квартале, а в 2015 г. ВВП сократится на 0,8% после роста на 0,6% в 2014-м.

Из-за кошмарного бизнес-климата инвестиции снизятся еще сильней, а выручавший в последние годы потребительский спрос на этот раз не поможет: растущая инфляция и снижающиеся реальные доходы населения приведут к спаду потребления.

Последняя надежда на выход из рецессии - рост чистого экспорта, т. е., по сути, на то, что отлив сменится приливом. Это не решит ни одной из проблем, но снова скроет их. Таков российский экономический цикл. Закончу другой цитатой: «Вот так уж ведется на нашем веку: на каждый прилив - по отливу, на каждого умного - по дураку. Все поровну, все справедливо».