От редакции: Что означает смена кремлевских кураторов Новороссии

В российском госустройстве персональный фактор нередко оказывается важнее институтов. Поэтому кадровые решения оказываются не просто заменой исполнителей, но еще и изменением политики. Уход сотрудников кремлевской администрации, отвечавших за контакты с непризнанными республиками на юго-востоке Украины (см. статью «Сурков теряет людей», «Ведомости» от 1.11.2014), отражает недовольство Кремля сложившейся ситуацией.

После присоединения Крыма Москва, видимо, надеялась на создание Новороссии - объединения южных и восточных регионов Украины со значительной долей русскоязычного населения. Отделение ДНР и ЛНР от Украины и их госустройство должны были стать привлекательными образцами для близлежащих областей. Однако реализовать крымский сценарий не удалось прежде всего из-за различия в позициях местных элит. В отличие от Крыма в Донбассе местные лидеры надеялись на урегулирование отношений с Киевом.

Чтобы реализовать план «Новороссия», кремлевские кураторы стимулировали волнения при помощи местных и приезжих организаторов, ставших командирами повстанческих формирований. Военную часть задачи они выполнили. Успехи в госстроительстве скромнее. Более чем за полгода существования непризнанные республики не стали полноценными протогосударствами. Их госаппарат весьма слаб. Власть мятежных республик действует лишь в объеме, допущенном полевыми командирами, говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий. Постоянные лишения местного населения вызваны не только боевыми действиями, но и стремлением лидеров «республик» контролировать денежные потоки, бизнес и распределение российской помощи. Кремль, надеявшийся создать новую Абхазию или Приднестровье, получил на сопредельной территории смягченный вариант Сомали. Развитие событий в Донбассе испугало немало сторонников автономии юго-восточных регионов.

Отставка кураторов Новороссии может означать, что на их место придут люди, которые попытаются создать в непризнанных республиках более или менее полноценное государство. Однако поставить под контроль полевых командиров, часто пользующихся поддержкой отечественных спецслужб, будет крайне непросто.