«Альфа-групп» предпочитает инвестировать за рубежом

Вероятно, и другие российские бизнесмены хотели бы сохранить свои миллиарды за пределами родины

Инвестиционная группа LetterOne Technology, принадлежащая совладельцам «Альфа-групп», готова вложить $16 млрд в технологические, интернет- и телекоммуникационные активы, рассказал Financial Times управляющий директор LetterOne Technology Алексей Резникович. Покупки намечаются в основном в Европе и США. Это некоторое изменение предыдущей стратегии Altimo (так прежде называлась LetterOne Technology): раньше группа интересовалась по большей части операторами связи в Юго-Восточной Азии и СНГ – покупала их и перепродавала холдингу Vimpelcom, где она ныне крупнейший акционер. Но, озолотившись на продаже доли в ТНК-BP государственной «Роснефти», «Альфа», очевидно, готова смотреть шире и приобретать более крупные активы.

Во-вторых, не очень типично (для современного квазипатриотичного российского бизнеса), что деньги от сделки с «Роснефтью» владельцы «Альфы» намерены реинвестировать строго за пределами России. Даже офис LetterOne Technology перебрался с московской Саввинской набережной в Лондон.

Тут есть пара интересных моментов. Во-первых, интересно, что деньги, заработанные (не только, но в основном) на нефти, «Альфа» решила инвестировать в технологии. На первый взгляд – прогрессивное направление мысли: капитализация крупных интернет-компаний – Facebook, Yahoo, LinkedIn, Twitter – в последнее время вновь растет. Однако стараниями портфельных инвесторов этот рынок так разогрелся, что владельцы некоторых модных онлайн-приложений типа Snapchat, разговаривая с инвесторами, с порога оценивают себя в многие миллиарды долларов. Нужны эксперты уровня Юрия Мильнера (знаменитый основатель фонда DST Global), способные разглядеть перспективный бизнес еще на стадии стартапа и убедить его основателей – пока те еще не почувствовали себя великими – уступить в нем долю. Но пойдет ли Мильнер на работу в «Альфу»?

А в телекомах, где «Альфе» все хорошо знакомо, роста стоимости давно не наблюдается, тем более в Европе и США.

Есть подозрение, что и многие другие российские бизнесмены хотели бы сохранить свои миллиарды и миллионы – у кого они есть – за пределами России. Современный российский режим явно не самый дружественный для предпринимателей и инвесторов, а ситуация в российской экономике – явно не самая прогнозируемая. Но большинству выводить инвестиции из России как-то неудобно – первые лица страны, наоборот, прикладывают все усилия для репатриации сбежавших капиталов и сулят бизнесу амнистию невиданных масштабов. А у предусмотрительного Михаила Фридмана и его партнеров уже давно все готово – они еще в 2011 г. превратили «Вымпелком» в международную компанию со штаб-квартирой в Амстердаме, почти 10 лет являются совладельцами турецкого сотового оператора Turkcell, а теперь еще и приобрели нефтегазовый бизнес германской RWE. Все ключевые активы, можно сказать, уже там.

Вообще говоря, уж если какие-то активы и недооценены, так это российские. Но LetterOne Technology за дешевизной, по всей видимости, не гонится. Все-таки $16 млрд – довольно приличная сумма.