Почему Telenor выходит из Vimpelcom

Надежды, что холдинг скоро вернется к росту, отодвигаются в неопределенное будущее

В российской телекоммуникационной индустрии происходит нечто вроде тектонического сдвига: Тelenor, старейший и крупнейший в отрасли зарубежный инвестор, выходит из Vimpelcom Ltd., акционером которого пробыла без малого 17 лет. В новейшей российской истории не наберется, пожалуй, и десяти примеров таких долгосрочных отношений. Total, BP – много ли еще?

Telenor стала первым крупным инвестором «Вымпелкома», тогда еще только помышлявшего об экспансии за границы, причем не России, а Москвы. Это был декабрь 1998 г., самый разгар экономического кризиса и самая горячая пора строительства GSM-сети – наперегонки с МТС. И $160 млн, предложенные норвежцами за 25% плюс 1 акция «Вымпелкома», были не просто очень кстати, а буквально сохранили бизнес на плаву.

Telenor активно поддерживала выход «Вымпелкома» на московский массовый рынок (в 1999 г. тот начал продавать так называемые коробочки «Би плюс» – комплекты из sim-карты с телефоном за $49), потом выход в регионы, а там и в страны СНГ. Только на Украине нашла коса на камень – там норвежцы уже контролировали «Киевстар» и не были готовы объединять его с «Вымпелкомом», теряя контроль (именно это предлагал их новый партнер – «Альфа-групп», купившая долю в «Вымпелкоме» в 2001 г.). Этот конфликт положил начало затяжной акционерной войне, которая длилась с перерывами практически до 2013 г. и по завершении которой стало ясно, что контроля над Vimpelcom норвежцам не видать уже никогда: фактический контроль сосредоточился в руках бывшей «Альфы» – LetterOne.

Одной из причин выхода из Vimpelcom норвежцы как раз и называют отсутствие контроля, а другой – падение капитализации. И то и другое случилось не вчера, никогда прежде эти факторы не мешали Telenor считать себя стратегическим инвестором, готовым поддерживать Vimpelcom и словом, и делом (несколько выходцев из Telenor работали топ-менеджерами Vimpelcom). Что же изменилось?

Мне кажется, вот что. Раньше была надежда, что ситуация развернется к лучшему, бизнес Vimpelcom начнет расти и приносить хорошие дивиденды. А теперь эта надежда отодвигается в неопределенное будущее. Крупнейший из входящих в группу Vimpelcom операторов – российский «Вымпелком» – как терял позиции на рынке, так и теряет, а экономическая и политическая ситуация в России только усугубляется. Сам Vimpelcom, хотя и договорился о сделке в Италии, снимающей с него гигантскую долговую нагрузку, об обещании вернуться к изначальному уровню дивидендов как будто забыл. Telenor же настало время определяться: то ли менять «сгорающий» в апреле 2016 г. пакет привилегированных акций Vimpelcom на аналогичный пакет обыкновенных акций (что увеличило бы долю норвежцев в будущих дивидендных выплатах, но даже при нынешних низких котировках обошлось бы в $1,23 млрд), то ли смириться с окончательным переходом Vimpelcom под контроль LetterOne.

Вот выбор и сделан. Интересно, что Telenor даже ничего не потеряла – вложив в Vimpelcom 15 млрд норвежских крон (по курсу на эту среду – $1,79 млрд), получила от него 20 млрд норвежских крон ($2,39 млрд) дивидендов. Еще столько же, глядишь, выручит на продаже пакета.