Попытка не пытка

Состоится ли путинская либерализация «предпринимательских» статей УК и УПК

Владимир Путин пообещал в четверг предпринимателям стремительное – до конца весенней сессии Госдумы – принятие нескольких важных гуманизирующих поправок в так называемые предпринимательские статьи Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Президент дал добро на изменения, о необходимости которых бизнес говорил давно: вернуть в УК отдельную статью о мошенничестве в сфере предпринимательства, поднять нижнюю планку размера имущественного ущерба до адекватных сегодняшнему состоянию экономики сумм, распространить на бизнесменов возможность освобождения от ответственности за впервые совершенные нетяжкие преступления, наконец, гарантировать доступ нотариуса в сизо к арестованным предпринимателям.

Приятно думать, что власть наконец услышала голос предпринимательского сообщества и готова предпринять какие-то шаги для спасения инвестклимата, пока есть что спасать. Такие же оптимистические настроения были у предпринимателей и в 2012 г., после первого этапа либерализации законодательства в экономической сфере. Но с тех пор многие достижения с подачи силовиков были отыграны назад. Профильная статья УК о мошенничестве в сфере предпринимательства (159.4) просуществовала всего два года: в декабре 2014 г. Конституционный суд счел ее противоречащей Основному закону. А сразу после ее отмены на 20% выросло число уголовных дел по экономическим статьям, до того два года шедшее на убыль. Так же недолго проработал и особый, только по представлению налоговиков, порядок возбуждения дел по налоговым преступлениям. Повышение же планки ущерба было так скорректировано по предложению МВД, что оказалось несущественным.

Все это время бизнес-ассоциации пытались отбить достижения либерализации 2012 г., но разработанные законопроекты увязали в бюрократической рутине, не дали результата и поручения правительства Дмитрия Медведева. Новые обещания Путина – лучшая гарантия того, что инициативы наконец станут законами, и уже летом бизнес вздохнет с облегчением, уверен один из авторов поправок, сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Срочность принятия поправок продиктована кризисной ситуацией в экономике, рассуждает Назаров, откладывать нельзя: страх уголовного преследования парализует предпринимательскую активность.

Летом же выйдет на финишную прямую кампания по выборам депутатов Госдумы, в которой будет участвовать новая провластная партия предпринимателей под руководством бизнес-омбудсмена Бориса Титова. Успех новой попытки либерализации, может быть, и добавит ей голосов избирателей-бизнесменов, но важнее сам факт попытки диалога власти с предпринимателями, это отчетливо позитивный сигнал, полагает политолог Алексей Макаркин. Правда, диалог модерируется в ручном режиме, а раз так, сила на стороне тех, у кого больше ресурсов. У силовиков, отбивших первую волну либерализации, ресурсов и сейчас несравнимо больше.