Налоговики потренируются на шубах

Электронная маркировка товаров – редкий пример осмысленной заботы о российском производителе

Пилотный проект по маркировке товара электронными метками, запущенный в России с сегодняшнего дня, – хороший пример той самой поддержки отечественного производителя, о которой российские чиновники говорят так часто, и так часто невпопад.

Сейчас электронные метки (пластинки с чипами, позволяющими быстро сканировать содержащуюся на них информацию) используются в основном в транспорте: они встроены в билеты для проезда в метро, автобусах и т. п. Теперь – благодаря инициативе Федеральной налоговой службы – сфера их применения расширяется. Метками станут маркировать меховые изделия, ввозящиеся в Россию: это позволит налоговикам практически в режиме реального времени отслеживать поставки товара, контролировать цену и собирать с продавцов пошлины. Сейчас, говорят участники этого рынка, около 80% шуб, продаваемых в России, – контрафакт, официально продается всего около 200 000 изделий.

Если с шубами дело пойдет, электронными метками планируется снабдить и другие товары – например, лекарства, продукты питания. Эта задача посложнее: стоимость метки – около 20 руб. – всего в 2–3 раза ниже, чем упаковки какого-нибудь анальгина. Но, наверное, она решаемая: во всяком случае, в Белоруссии этими метками уже обклеено множество товаров.

Чипы для электронных меток выпускает зеленоградский «Микрон», подконтрольный АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Благодаря ФНС заказов у него может сильно прибавиться, тем более что маркировать товары предполагается по всей территории Евроазиатского экономического союза. По крайней мере в двух странах союза – Казахстане и Армении – эти чипы не производятся (в Белоруссии есть свой производитель – предприятие «Интеграл»).

Немногочисленные российские производители микроэлектроники много лет упрашивают власти, чтобы те обеспечили их стабильным госзаказом – иначе у них нет шансов выжить: конкурировать с Intel и AMD на мировом рынке никому из них не под силу. Нынешняя история с метками – едва ли не первый случай, когда государство откликнулось по-настоящему. Но особенно приятно, что это не госзаказ ради госзаказа, не очередное официозное «мероприятие по поддержке отечественного производителя», а как будто бы вполне осмысленная и полезная для экономики инициатива.

Другое дело, что ее еще предстоит реализовать на деле, а с этим в России традиционно бывают сложности. Можно предположить, например, что не все импортеры поведут себя дисциплинированно, несмотря на грозящие им серьезные штрафы. Слабо верится, что 80% рынка можно взять и обелить за один день. Хотя было бы впечатляюще.