Статья опубликована в № 4050 от 07.04.2016 под заголовком: Компания недели: «Яндекс»

Что значит лидерство «Яндекса» на рынке рекламы

Это свидетельство структурного изменения рынка, это почетно, это рискованно
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Людям, которые проводят большую часть времени в интернете, часто кажется, что за его пределами жизни нет. Но реальность такова, что 99% населения России регулярно, т. е. хотя бы раз в месяц, смотрят телевизор. Средний зритель проводит за телеэкраном четыре часа в день. «Ящик», а не смартфон – главный источник новостей и развлечения в стране.

Логично, что телевидение – главное медиа в России не только по охвату аудитории, но и по деньгам, т. е. привлеченным рекламным бюджетам. В 2015 г., по данным Ассоциации коммуникативных агентств России (АКАР), рекламодатели потратили в эфире 45% всех своих бюджетов.

Но эту, казалось бы, неприступную гору начинает потихоньку подъедать все тот же интернет. Процесс идет снизу – в среднем 30 крупнейших рекламодателей тратят в сети лишь около 6% бюджетов. Зато малый и средний бизнес пользуется прежде всего онлайн-продвижением. И берет массой. Всего за несколько лет интернет полностью перевернул рынок. В 2008 г. через интернет проходило лишь 6% всех рекламных денег и мало кто воспринимал онлайн-площадки всерьез. Сейчас на контекстные объявления в сети уже приходится четверть всего рынка рекламы, а на всю интернет-рекламу – треть рекламного пирога. И этот рынок гораздо более сконцентрирован, чем телевизионный. Большую часть денег на нем делят три компании: «Яндекс», Google и Mail.ru Group. На «Яндекс» приходится 70% денег от контекстных объявлений и 60% от всей интернет-рекламы в России. А крупнейший игрок на телевизионном рынке – «Газпром-медиа» – контролирует около трети бюджетов в эфире.

Учитывая, что интернет в кризис оставался единственным растущим медиа, рано или поздно должно было случиться, что крупнейшей медиакомпанией в стране станет не телевизионный холдинг, как это было много лет подряд, а игрок из новых медиа. Это и произошло по итогам 2015 г. «Яндекс» теперь зарабатывает больше всех в России на рекламе, обойдя «Газпром-медиа» по этой статье доходов на миллиард рублей – 58,2 млрд руб. против 57,3 млрд руб. (вся выручка «Газпром-медиа» больше – холдинг зарабатывает на платных каналах, услугах связи, прокате фильмов и т. д.).

Быть лидером не просто приятно, это приносит дополнительные деньги. Клиенты действительно платят дороже за эту пальму первенства. Другое дело – выбирают ли конкретные рекламодатели между каналами «Газпром-медиа» и «Яндексом»? Для продавцов телерекламы ответ всегда был однозначен – нет, это совсем разные медиа, да и вообще – какое же медиа из поисковика? Один из них даже сравнивал «Яндекс» с метро: там тоже есть реклама, но не становится же от этого поезд средством массовой информации.

Два года назад представители «Яндекса» тоже категорически отрицали конкуренцию с телевидением. Сейчас они уходят от разговоров на эту тему. А ведь ситуация поменялась – крупнейшие рекламодатели теперь покупают контекстные объявления. Для продавцов автомобилей и бытовой техники это такой же важный канал продвижения, как эфир. Понятно, почему «Яндекс» не спешит называть ТВ конкурентом: на этом рынке плавают слишком зубастые акулы, часто прикрытые шкурой «государственных интересов». Но, похоже, иначе уже никак – это слишком большой бизнес.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more