Три источника и три составные части пенсии

Президент НАПФ Константин Угрюмов о том, чего может достичь рабочая группа по пенсионной реформе

В скором времени в России должна начать свою деятельность рабочая группа по пенсионной реформе. Ее создание 16 июня анонсировал глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. Это еще одна попытка комплексно заняться решением всех проблем пенсионной системы. Пока мы наблюдаем только отдельные заявления министерств с совершенно полярными предложениями по переустройству системы пенсий, а в большинстве своем – только споры о недостатках элементов действующей пенсионной системы.

Несмотря на ряд принятых решений о сохранении обязательного накопительного компонента, кардинальные изменения в пенсионной системе кажутся неизбежными. Основные причины – отсутствие понимания у государства путей достижения долгосрочных целей развития пенсионной системы, а также тяжелое состояние бюджета страны. Страховая часть пенсии не способна обеспечить достойный коэффициент замещения – четвертый год подряд проблемы выплат нынешним пенсионерам решаются за счет отъема денег у пенсионеров будущих. Убивается накопительный компонент, а вместе с ним и надежды на длинные деньги в экономике. То есть на то, что должно создавать для молодого поколения комфортную среду обитания, новые рабочие места и основу для достойной пенсии. Лозунг «отнять и поделить, не думая о будущем» сегодня реализуется в полной мере.

Государство должно найти в себе силу сказать, что оно считает нужным сделать в пенсионной системе, и зафиксировать эти решения на десятилетия вперед. На сегодняшний день у рабочей группы есть все перспективы стать, по сути, интегратором проекта новой пенсионной реформы – провести совместные расчеты, обсудить методологию и подходы ко всем предлагаемым изменениям в сфере пенсионного обеспечения и прийти к общему знаменателю. Это первый шаг к началу открытого обсуждения всех кабинетных наработок с участием всех заинтересованных сторон, в том числе представителей профессионального и экспертного сообществ.

На сегодняшний день только одна сторона официально направила в правительство и все ключевые ведомства свое видение и подходы к изменению системы пенсий. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) в конце апреля 2016 г. публично представила предложения, разработанные пенсионным рынком.

Мы предлагаем сохранить действующий порядок формирования страховой и накопительной пенсий, а также преобразовать негосударственное пенсионное обеспечение, основную роль в котором будут играть обязательные корпоративные пенсионные системы. Именно такая система из трех ключевых элементов способна обеспечить гражданам коэффициент замещения заработной платы от 70% и выше.

Что касается страховых пенсий, мы полагаем, что эта часть системы обязательного пенсионного страхования должна действовать в текущем формате. Хотя объективно «балльная» система не только не способна повысить размер пенсий, но и сохранить его даже на уровне инфляции. Главный вопрос, который нужно решить в этой части, – прекратить донорство пенсионных накоплений для страховой пенсии, а точнее, для спасения бюджета и латания дыр Пенсионного фонда. Для этого нужны другие методы. Прежде всего, нужно решать проблему теневой занятости – в систему не поступают пенсионные взносы более 15 млн граждан.

Накопительный компонент тоже должен сохраниться в действующем формате. Стоит напомнить, что под контролем мегарегулятора пенсионный рынок решил задачу повышения надежности в работе с пенсионными накоплениями граждан – 99% всех застрахованных лиц и их средств находится в системе гарантирования. В необходимость сохранения накопительной пенсии поверили сами граждане – такой выбор сделало более 30 млн россиян.

Трехлетние «заморозки» серьезно подорвали доверие населения, а без него реформа государства в пенсионной сфере будет обречена на провал. Первый шаг для возвращения доверия – сохранение обязательного формата накопительного компонента пенсии и введение механизма права собственности на пенсионные накопления, чтобы эти средства были защищены от любых конфискаций.

Трансформация обязательного накопительного компонента в добровольный формат не будет иметь успеха у основной части населения. Россияне с низкой заработной платой не смогут откладывать дополнительные средства – 70% граждан не имеют сбережений в принципе, таковы данные опроса «Ромира», проведенного в марте 2016 г. О какой добровольности можно говорить в таких условиях? Люди с высокими доходами не пойдут в эту систему из-за последовательных обманов со стороны государства в части обязательных пенсионных накоплений. Добровольные программы должны и могут быть только дополнительным инструментом к обязательной накопительной пенсии, но не ее заменой.

Третья часть сценария пенсионного рынка – это элемент корпоративных пенсий. В первую очередь предстоит решить вопрос внедрения корпоративных пенсионных программ для работников вредных условий труда. Такие программы – серьезная альтернатива дополнительным взносам на досрочные пенсии, которая может сократить ежегодные расходы бюджета до 40%. С реформой пенсий для «досрочников» согласен социальный блок правительства и Министерство труда, она также поддержана в бюро правления РСПП, что означает готовность работодателей к предлагаемым изменениям. Осталось только дать старт процессу.

И наконец, новый механизм, который НАПФ предлагает ввести в рамках реформирования пенсионной системы, – обязательные корпоративные пенсионные программы, которые подразумевают паритетное участие работников и работодателей. Мы предлагаем поэтапную реализацию в течение 5–10 лет в зависимости от объема компании и численности штата. Такие программы также должны быть включены в систему гарантирования. Внедрение системы обязательных корпоративных пенсий в рамках НПО может стать как раз необходимым драйвером для дальнейшего развития и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан. Одновременно с этим повысится роль и ответственность граждан в формировании своего пенсионного будущего.

Только тогда, когда пенсия граждан будет формироваться за счет нескольких источников, ее размер удастся существенно повысить. В этом ключевой смысл очередной пенсионной реформы. Проблемы и недоработки есть в каждом из элементов действующей системы – нужно решать их, а не разрушать радикальными мерами.

Автор – президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов