Асимметричный диалог

Россия и НАТО продолжают конфликт на словах

Завершившийся в субботу в Варшаве саммит НАТО и реакция России на принятые альянсом решения показывают, что уровень взаимного недоверия очень высок, а механизмов коммуникации недостаточно, чтобы достичь компромисса по важным вопросам.

Отношения с Россией были далеко не единственной темой саммита: главы государств обсуждали противодействие терроризму, борьбу с киберугрозой, предотвращение массовой миграции из горячих точек, противодействие распространению оружия массового поражения, сотрудничество в сфере безопасности со странами Магриба, Персидского залива, а также с Иорданией. Из 139 пунктов заключительного коммюнике Россия прямо упоминается в 23.

Тем не менее варшавский саммит подтвердил, что Североатлантический альянс намерен и дальше строить отношения с Москвой на основе одновременного сдерживания и продолжения диалога. В заключительном коммюнике отмечено беспокойство НАТО наращиванием и активизацией российских Вооруженных сил вблизи границ альянса, продолжающейся поддержкой сепаратистов в Донбассе и нарушением территориальной целостности Украины, участившимися инцидентами со сближением российских и натовских самолетов и кораблей. Страны НАТО намерены парировать «угрозы с Востока» размещением новых контингентов в странах Восточной Европы, а также более тесной координацией политических и военных усилий государств союза. Реакция Москвы была предсказуемой: официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила, что «НАТО продолжает существовать в неком военно-политическом «зазеркалье» (цитата по сайту МИДа).

Очередной бойкий релиз – хороший разогрев перед заседанием Совета Россия – НАТО, которое должно пройти 13 июля. На апрельском заседании стороны обменялись абсолютно не совпадающими взглядами и позициями. Москва не признает своего участия в конфликте на юго-востоке Украины, Брюссель отвергает претензии России по поводу расширения альянса. Переговоры не ведут к завершению конфликта и превращаются в его продолжение.

Как пишут Фредрик Весслау и Эндрю Уилсон из Европейского совета по международным отношениям, непредсказуемость стала неотъемлемой составляющей российского образа действий в мире; а недорогие конфликты на границах – легитимирующий ресурс для Кремля. В такой ситуации важно, есть ли у непредсказуемости границы – например, можно ли быть предсказуемым в диалоге с НАТО по конкретным пунктам недопущения войны? Или важнее асимметричные ответы на любые вопросы? Эскалация напряженности, безусловно, хлеб и для ястребов с другой стороны. Голуби с обеих сторон продолжают проигрывать.

Эксперты находят, впрочем, и позитивные сигналы. По мнению Алексея Малашенко из Центра Карнеги, Москву должно удовлетворить то, что НАТО не торопится с принятием в альянс Украины и Грузии. Директор Центра европейских исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев надеется, что, несмотря на серьезный конфликт между Россией и Западом, сторонам удастся сосредоточить диалог на технических вопросах предотвращения военных эксцессов.