Борьба с «нетрадиционным исламом» дошла до Москвы

Какие политические последствия могут быть у ареста имама

Борьба с «неправильным» исламом перемещается в Москву. Во вторник СМИ сообщили о задержании имама московской мечети «Ярдям» Махмута Велитова. Следственный комитет предъявил ему обвинения в публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 Уголовного кодекса). По версии следствия, Велитов оправдывал участника группировки «Хизб-ут-Тахрир», которую Верховный суд РФ признал в сентябре 2003 г. террористической организацией и запретил ее деятельность в стране.

Предъявление обвинений исламским священнослужителям в оправдании терроризма и даже возбуждении межнациональной розни – распространенная практика на Северном Кавказе и в республиках Поволжья с мусульманским населением, говорит Александр Верховский из центра «Сова». Имамов нередко преследуют за реальное или мнимое участие прихожан их мечети в боевых действиях на стороне запрещенного в России «Исламского государства», фактически возлагая на них вину другого человека.

Вторая крупнейшая в России религия имеет множество течений. Чиновники и сотрудники спецслужб не заинтересованы в том, чтобы разобраться во всех тонкостях Корана и его толкований. Им легче (и нередко выгоднее) объявить любое отличие от канонического толкования или порядка молитвы экстремистским и запретить его, отмечает социолог и регионовед Денис Соколов.

Исламские (и другие) священнослужители часто оказываются перед дилеммой: потерять авторитет перед прихожанами или рисковать положением и свободой из-за буквы судебного решения и репрессивного закона. С другой стороны, государство и его спецслужбы могут становиться инструментами в борьбе между религиозными течениями.

Преследуя сторонников какого-либо «нетрадиционного» течения, российские силовики до сих пор избегали массовых протестов верующих. Дело против Велитова выглядит исключением из правил. Задержанный имам считается приверженцем традиционного ислама, мечеть «Ярдям» входит в юрисдикцию Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), возглавляемого муфтием Талгатом Таджуддином, который всегда был предельно лоялен к российской власти и даже православной церкви. С ЦДУМом негласно соперничает Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) во главе с муфтием Равилем Гайнутдином. Глава входящего в него ДУМ Москвы и главный имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов заявил во вторник, что в мечети «Ярдям» «не всегда строго соблюдаются нормы ислама» (цитата по «РИА Новости»).

Учитывает ли Следственный комитет это соперничество, мы не знаем. Тем не менее задержание имама крупной мечети в Москве происходит впервые и от развития событий будет зависеть реакция мусульман, считает политолог Алексей Макаркин. Если найдется локальное внятное объяснение для уммы, протестов не будет. Если причины толком не объяснят, а активность правоохранителей вокруг московских мусульман вырастет, могут возникнуть проблемы.