Принудительный спрос на бессмысленную услугу

Госзаказ на производство российских серверов для реализации закона Яровой не поможет экономике

Экономическая наука говорит, что за импортозамещение всегда платит потребитель. И это в относительно «естественных» случаях – когда государство пытается заместить что-то, пользующееся у потребителя стабильным спросом, например продукты. Но как быть в случае, когда государство создает новую бессмысленную услугу и обеспечивает спрос на нее принуждением?

В четверг на совещании с членами правительства Владимир Путин потребовал от министра связи Николая Никифорова оперативно организовать на российских предприятиях производство оборудования, необходимого для реализации антитеррористического закона Яровой – в части, связанной с хранением телекомоператорами данных пользователей (см. статью на стр. 11). Одновременно они обсудили вопросы совершенствования подзаконной базы; часть вопросов с точки зрения правоприменения остаются открытыми, признался Никифоров. Закон еще, вероятно, придется править в осеннюю сессию, но «хороший, гарантированный заказ» для отечественных предприятий Путин уже обещал.

Замминистра экономического развития Олег Фомичев заявил в четверг, что необходимое количество оборудования для хранения заявленного в законе объема данных невозможно купить и за рубежом, удовольствие может растянуться на несколько лет. Организация таких производств в России возможна, полагает завкафедрой информационной безопасности НИУ ВШЭ Александр Баранов, вопрос в сроках и масштабе затрат. Производить дата-центры на иностранной элементной базе легче, но возникает риск утечки данных, выпуск этих элементов в России будет стоить дороже. Встает вопрос и о цене программного обеспечения.

Телекоммуникационный бизнес объявил, что понесет громадные издержки. В выигрыше будут только производители оборудования и посредники, заметного мультипликативного эффекта это не даст, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Кроме того, мы можем столкнуться с неожиданным изменением правил игры, когда срок хранения данных будет снижен и произведенная (закупленная) аппаратура окажется невостребованной.

Мы имеем дело с нарушенной системой стимулов, когда внедрение инноваций диктуется не спросом потребителей, а стремлением государства контролировать новые сферы экономики. От таких инноваций выигрывают производители из числа ФГУПов или госкомпаний, а платить за них приходится бизнесу и потребителям. В случае с производством аппаратуры для хранения переговоров и электронной переписки мы сталкиваемся с особенно изощренным импортозамещением: государство будет производить и закупать ненужный потребителям политически мотивированный продукт контроля за гражданами за их счет.