Тень ледоруба

Лучшим способом доказать непричастность российских спецслужб к убийству Вороненкова будет их участие в расследовании

Расследование убийства в центре Киева бывшего депутата Госдумы Дениса Вороненкова и участие в нем России станут индикатором готовности российских спецслужб дать прозрачные и понятные ответы на сложные вопросы – или же продемонстрируют их стремление сохранить зловещий ореол карающего меча государства.

Версия политического убийства выглядит приоритетной как минимум для украинской стороны: генпрокурор Украины Юрий Луценко назвал его «типичным для Кремля показательным устранением свидетеля» (правда, и на Украине не всегда легко и быстро раскрываются заказные убийства – взять хотя бы дело Павла Шеремета в июле 2016 г.). Вороненков стал знаменитым на Украине в декабре 2016 г., после того как уехал из России в Киев и там дал показания украинским следователям по делу о государственной измене бывшего президента Украины Януковича. Бывший депутат сообщил украинской генпрокуратуре об участии России и ведущих отечественных политиков в событиях на Украине весной 2014 г. и планах присоединения Крыма. Свидетелю по важнейшему делу положена госохрана, но у Вороненкова ее не было, только нанятый им лично охранник – он ранил киллера, который вскоре умер в больнице. Госохрану не успели выделить, заявили в украинском МВД и службе госохраны Украины, лишь укрепляя конспирологов в версии о заговоре международных тайных сил с целью устранения опасного свидетеля. Российские пропагандисты, в свою очередь, обвинили в гибели Вороненкова украинские и американские спецслужбы.

Впрочем, российские комментаторы призывают не сбрасывать со счетов и неполитическую версию.

Его имя СМИ упоминали в сомнительных историях, связанных с рейдерством и взятками, что оставляет возможность мести конкурентов или пострадавших от его действий.

Убийство Вороненкова по стечению обстоятельств выглядит символическим. Оно произошло в годовщину смерти Бориса Березовского. Владимир Путин намеревался в четверг со второй попытки посмотреть в Малом театре спектакль «Последняя жертва» – в прошлый раз ему помешало убийство российского посла в Турции Андрея Карлова.

«Дело Вороненкова» и его расследование станут сигналом, который покажет, как российское государство намерено реагировать на возможные обвинения в политических убийствах. За отечественными спецслужбами с 1920-х гг. тянется зловещий (но далеко не всегда доказанный) след участия в похищениях и политических убийствах «врагов государства», начиная от Александра Кутепова и Симона Петлюры и завершая Зелимханом Яндарбиевым и Александром Литвиненко. Наилучшим способом доказать свою непричастность к убийству Вороненкова Россия могла бы, активно помогая Украине провести открытое и гласное расследование преступления. Но это кажется маловероятным. Сегодня российские спецслужбы и выходцы из них управляют страной и не считают нужным заботиться ни о собственной репутации, ни о том, как она сказывается на репутации всей страны. Ореол таинственности и всесильности, который они стремятся сохранить, порождает мысль о бесполезности сопротивления и страх – лучший товар на политическом рынке.