Квартирно-политический фронт

Споткнувшись на реновации, власть пробует решать проблемы дольщиков и ипотечников деликатнее

Методом проб и ошибок власти нащупали главную экономическую скрепу российского гражданина и в предвыборный период стараются ее поддержать. Речь, конечно, о жилье.

Московская программа реновации, презентованная походя как безусловное благо, в дальнейшем встретила мощные протесты в столице, раздражение провинции и вообще показала, что квадратные метры – очень деликатная материя для электората. На других квартирно-политических фронтах тем временем государство продолжало социалистическое наступление, обещая группам граждан помощь.

Во вторник комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям одобрил правительственный законопроект о компенсационном фонде, средства которого позволят достроить дома разорившихся или сбежавших девелоперов. Создать такой фонд в прошлом году предложил президент, постановление правительства об этом вышло в декабре. Фонд должен стать чем-то вроде АСВ на рынке долевого строительства, девелоперы будут отчислять в него долю от стоимости проекта (пока фигурирует цифра 1,2%).

Также с весны идут разговоры о продлении программы помощи ипотечным заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации. Прежняя программа стоимостью 4,5 млрд руб. завершилась 31 мая. Министр строительства Михаил Мень говорил, что программа будет продлена, но ее сумма сократится примерно вдвое. «Коммерсантъ» написал во вторник, что о решении будет объявлено на этой неделе.

Можно вспомнить и о бесплатной приватизации жилья – она должна была завершиться 1 марта 2017 г., но в феврале 2016 г. премьер Дмитрий Медведев предложил отказаться от ограничения сроков.

Соответствующий законопроект был быстро принят Госдумой и подписан президентом.

Проблемы у дольщиков начались вместе с появлением долевого строительства, но с приходом кризиса они обострились из-за растущих проблем застройщиков вследствие падения спроса и удорожания кредитов. Введение механизма страхования строительных рисков не помогло. Число пострадавших, несмотря на достройку брошенных проектов, в последние годы не менялось и колебалось около 120 000, отмечает гендиректор аналитического агентства Rway Александр Крапин. Страхование оказалось неэффективным механизмом: одни компании, собрав средства, оказались не способны компенсировать убытки дольщикам, другие считают строительство жилья деятельностью с чрезмерным риском и не хотят заниматься такими проектами, отмечает директор по связям с общественностью ГК «Инград» Алла Аксенова. Узкий круг компаний и риск породили высокие цены на услуги страховщиков.

Помогая решить проблемы дольщиков и ипотечных заемщиков, государство косвенно признает, что прежние правила игры на этом рынке были несовершенными и влекли существенные риски, которые прежде не были просчитаны. Но дело не только в этом. В последние год-полтора власть столкнулась с протестами небольших, но сплоченных групп (фермеры, дальнобойщики и др.). Ситуация вокруг реновации в Москве показывает, что за квадратные метры граждане готовы на многое и к просьбам о помощи здесь надо относиться внимательнее.