«Ренова» использует старый аэропорт Ростова выгоднее нового

После ввода аэропорта «Платов» огромную площадку застроят жильем

С 1 декабря холдинг «Аэропорты регионов» (принадлежит «Ренове» Виктора Вексельберга) начнет переводить в новый аэропорт «Платов» в 29 км от Ростова-на-Дону рейсы из действующего ростовского аэропорта. Первый в России международный аэропорт с нуля «Платов» был построен всего за три года. «Аэропорты регионов» потратили на терминал 19 млрд руб., федеральный бюджет на взлетно-посадочную полосу, способную принимать любые типы воздушных судов, – 18 млрд руб., правительство Ростовской области (имеет в проекте «Платова» блокпакет) на подъездные дороги и коммуникации – 10 млрд руб. В 2014 г. строительство началось буквально в поле – с уничтожения зерновых полей, за чем последовали иски фермеров, недовольных размером компенсаций (естественно, фермеры не имели шансов).

В России три олигарха инвестируют в региональные аэропорты: помимо Вексельберга это Роман Троценко («Новапорт») и Олег Дерипаска («Базэл аэро»). Вексельберг первым разглядел привлекательность этой отрасли, купив в 2003 г. аэропорт «Кольцово» (Екатеринбург), Троценко и Дерипаска пришли на этот рынок соответственно в 2004 и 2006 гг.

«Кольцово» долго оставалось единственным аэропортовым активом Вексельберга. Холдинг сформировался только в 2012 г., когда были куплены аэропорты Самары и Нижнего Новгорода. В 2014 г. добавился ростовский аэропорт – правительство области внесло в СП с «Аэропортами регионов» акции аэропорта и аэродром в обмен на обязательство холдинга финансировать стройку (тогда аэропорт назывался «Южный», позже область по итогам конкурса переименовала его в честь знаменитого атамана Войска Донского Матвея Платова).

Неприватизированные крупные региональные аэропорты уже тогда были наперечет, и за каждый три инвестора вели горячие финансово-административные битвы. Продавать госимущество без конкурса нельзя, но дырявое российское законодательство не запрещает без конкурса выбирать инвестора для создания СП (так называемая скрытая приватизация): Ростовская область конкурс на создание аэропортового СП не проводила, «Базэл аэро» жаловалась в ФАС, но служба нарушений не нашла. В 2016 г. в схожей ситуации позиция ФАС была противоположной: руководитель службы Игорь Артемьев говорил, что Иркутская область инвестора для создания СП под строительство нового аэропорта должна выбрать через конкурс.

И вот «Аэропорты регионов» завершили свой самый масштабный инвестпроект. Правда, с целью окупить огромные инвестиции ФАС установила для «Платова» такие ставки аэропортовых сборов, которые делают его самым дорогим в России. Авиакомпании в один голос обещают поднять цены на билеты и предупреждают о вероятном снижении пассажиропотока. Будущее покажет, но «Ренова» в любом случае получит огромную синергию со своим девелоперским бизнесом (холдинг «Кортрос»). Старый ростовский аэропорт будет закрыт указом президента, и у «Аэропортов регионов» в собственности останется гигантский участок (около 400 га) с коммуникациями вблизи центра города. На нем «Кортрос» планирует построить 3,9 млн кв. м жилья и социальной инфраструктуры – этот проект намного масштабнее «Платова».