«Нуреев» как светский раут

Премьера скандального балета — это спектакль, разыгранный публикой

Со скандалом отмененная летом якобы из-за «недорепетированности» премьера балета «Нуреев» режиссера Кирилла Серебренникова, хореографа Юрия Посохова и композитора Ильи Демуцкого в Большом наконец состоялась – и собрала немало статусных зрителей, имена которых не обязательно ассоциируются с театром. Те, кому повезло купить билеты на премьеру, разглядели в партере Сергея Чемезова, Константина Эрнста, Дмитрия Пескова с женой, Михаила Швыдкого (Владимир Мединский побывал на предпремьерном показе) – писатель Михаил Зыгарь метко назвал их «членами ЦК».

В иное время присутствие такой публики на премьере во всех смыслах скандальной постановки, наверное, могло бы стать поводом для осторожного оптимизма: если непоследние люди страны сочли возможным прийти на возмутивший консерваторов и ура-патриотов балет об однополой любви двух выдающихся танцовщиков в постановке возмутившего консерваторов и ура-патриотов режиссера, который во время премьеры сидит под домашним арестом по кафкианскому делу о мошенничестве, может быть, для режиссера еще не все потеряно? Да, суд не отпустил Серебренникова ни на генеральную репетицию, ни на премьеру, поэтому в первый же вечер из зала кричали: «Свободу Кириллу Серебренникову!», а хореограф и композитор вышли на поклон в футболках с надписью «Свободу режиссеру» и портретом Серебренникова. И зал аплодировал – пресс-секретарь президента даже стоя. Из второго ряда партера и фото, и надписи были видны, надо думать, отменно.

Можно было бы подумать, что это пример фантастического цинизма тех самых «членов ЦК» – как ни в чем не бывало прийти на премьеру балета запертого в четырех стенах своей квартиры режиссера и аплодировать. Да еще и похвалить – мировое, мол, событие, ничего провокационного. Но нет, едва ли это цинизм. Это логика: в конце концов, формально у государства в лице прокурора претензии вовсе не к творчеству Серебренникова: под домашним арестом для прокурора сидит не театральный гений, а простой, знаете, мошенник, деньги он у государства увел.

В таком ракурсе и поход на премьеру балета Серебренникова – не политический жест, а эпизод светской жизни. Сияющий новым золотом лож, горящий ювелирным огнем партера главный театр страны нечасто выпускает премьеры, а небанальные премьеры – тем реже: главное театральное событие года в главном театре страны нельзя пропустить просто потому, что будут «все». Прийти и честно отсидеть 2,5 часа зрелища важно, а было ли это в удовольствие – неважно. Если дуэт двух танцовщиков режет глаз, то можно ведь и публику в это время в партере поразглядывать, зато в важной компании при случае получится ввернуть: да видел я этого «Нуреева», мужики там дрыгаются, считай, голые, но вообще красиво так, нарядно.

Спасибо за блестящий спектакль!

Как прошла премьера балета «Нуреев» в Большом театре