Сколько стоит защита от России

Страны-соседи наращивают целевые оборонные расходы

Стремление Польши разместить на своей территории значительные силы армии США, оплатив пребывание американского соединения, – плохой сигнал, подтверждающий рост взаимного недоверия между Европой, особенно странами бывшего соцлагеря, и Россией. Появление в Польше одной дивизии не способно радикально изменить баланс сил в регионе, однако может стимулировать дальнейшее обострение военно-политического противостояния России с Западом.

О планах предложить США разместить на территории Польши дивизию американской армии сообщило в воскресенье польское издание Onet, ссылаясь на оказавшийся в его распоряжении документ министерства обороны (его подлинность уже подтвердили польские военные). Как следует из текста документа, Польша готова вложить в инфраструктуру базы $1,5–2 млрд. Необходимость дислокации мощного американского соединения, полагают авторы документа, обусловлена «агрессивными» попытками России разрушить созданную в последние десятилетия структуру европейской безопасности.

Просьба вызвана недоверием Варшавы к способности европейских стран – членов НАТО оказать ей быструю и действенную помощь в случае военной угрозы, считает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Тимофей Бордачев. Война в Грузии 2008 г., присоединение Крыма и вовлеченность России в конфликт на Украине были восприняты странами Балтии как неприкрытая агрессия, и в ответ в 2014–2015 гг. в них появились небольшие (до батальона) подразделения специальных многонациональных сил альянса и авиационные группы, которые должны продемонстрировать готовность Запада оказать помощь странам, граничащим с Россией. В польском городе Быдгощ, который в документе назван одним из вариантов размещения американцев, был организован тренировочный центр НАТО.

Небольшие гарнизоны уже не представляются странам Восточной Европы достаточной гарантией безопасности, они видят, что российские учения в западной части страны в 2014–2017 гг. участились и стали более масштабными, отмечает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. Военные расходы Польши в 2008–2017 гг., по расчетам Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), выросли почти в 1,5 раза – с $6,5 млрд до $9,5 млрд, а их доля в ВВП увеличилась с 1,8 до 2%, к 2030 г. Варшава рассчитывает довести ее до 2,5%. Польша – не единственная страна Европы, которая готова переплачивать за свой страх перед Россией. Военные расходы Латвии, по данным SIPRI, в 2014–2017 гг. выросли более чем вдвое с $247 млн до $514 млн, Литвы – в 2,3 раза с $356 млн до $812 млн, Румынии – в 1,8 раза с $2,2 млрд до $4 млрд. Граничащая с Россией нейтральная Финляндия увеличила ассигнования на оборону на 9% до $3,6 млрд, а член НАТО Норвегия – на 13,7% до $6,6 млрд.

Европейцев нервируют не только учения, дислокация дополнительных войск и новейших вооружений в западных регионах России (в частности, ракет «Искандер», которые, по официальной версии Москвы, размещены в Калининградской области в ответ на развертывание американской противоракетной обороны в Польше, Чехии и Румынии), но и не всегда уместные словесные интервенции. В марте 2015 г. посол в Дании Михаил Ванин заявил, что если страна присоединится к системе ПРО, то датские корабли станут мишенями для российских ракет. Похожие заявления сделал в июне 2015 г. в адрес Польши и Румынии, допустивших размещение стационарных объектов ПРО, тогдашний замсекретаря Совета безопасности России Евгений Лукьянов – теперь он посол России в Латвии.

Пока не известно, согласится ли Вашингтон на переброску целой дивизии в Восточную Европу. Ее размещение вряд ли радикально изменит соотношение сил в регионе, учитывая численность польской армии (около 100 000 человек и 1000 танков) и находящихся на западных границах российских войск, отмечает директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. Она не будет угрожать России непосредственно: от Быдгоща и Торуни, где предлагается разместить базу, до Калининграда 240 и 230 км соответственно. Тем не менее это приводит к росту напряженности, провоцирует другую сторону на ответные действия, что на руку ястребам с обеих сторон. Ситуация все больше напоминает времена холодной войны, считает Коновалов, когда СССР и Запад развертывали дополнительные силы в Европе. Но реакция России может быть острее, чем советская: крупное подразделение НАТО окажется ближе к российской границе, чем в 1970–1980-х гг. – к границе СССР. Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков уже заявил, что размещение военной базы США – суверенное право Польши, но добавил, что подобные действия вызовут ответную реакцию, чтобы восстановить нарушенный паритет. Но от перспектив размещения на Балтике дополнительных «Искандеров» становится не смешно, а тревожно.

Небольшие гарнизоны уже не представляются странам Восточной Европы достаточной гарантией безопасности