Владимир Путин выбрал премьера меньшинства

Только 41% одобряют назначение Дмитрия Медведева председателем нового правительства

Выбор россиян не совпал с выбором президента: каждый второй недоволен избранной Владимиром Путиным кандидатурой председателя правительства. Для них Дмитрий Медведев стал олицетворением трудностей последних лет и опасений перед новой серией непопулярных мер.

По данным проведенного в конце мая опроса «Левада-центра», 51% опрошенных не одобряет назначение Медведева главой правительства, одобряет 41%, оставшиеся 8% не определились с ответом. Результаты опроса фонда «Общественное мнение» дают другие цифры, но и среди респондентов ФОМа недовольных новым-старым премьером больше, чем довольных: отрицательно его переназначение оценили 45%, положительно – 39%, 16% затруднились с ответом. Для сравнения: в мае 2012 г. назначение Медведева премьером положительно оценили 59% респондентов «Левада-центра», отрицательно – 25%, не определились – 16%, ФОМ тогда такой опрос не проводил.

Парадоксально, но многие россияне, голосуя на президентских выборах за Путина, надеялись на перемены к лучшему – большинство подразумевает под ними улучшение повседневной жизни, повышение ее уровня. Однако Медведев не тот человек, который может быть символом таких перемен, – с ним, напротив, ассоциируются экономические неурядицы и связанные с ними снижение доходов и рост цен, отмечает социолог «Левада-центра» Денис Волков. «Не уволил Медведева» – вторая по упоминаемости претензия респондентов к Владимиру Путину. Власть и пропаганда стремятся, и не без успеха, отделить первое лицо государства, с которым связываются надежды на лучшее, от главы правительства, на которого перекладывается ответственность за неисполнение директив президента. И это верно для любого кабинета: работу правительства не одобряли большинство (вплоть до максимальных для путинских лет 68% в апреле 2005 г.) респондентов «Левада-центра», за исключением 2008–2012 гг., когда премьером был Путин, и послекрымской эйфории 2014–2015 гг.

Впрочем, рейтинг одобрения/неодобрения Медведева тоже подвижен. С апреля 2012 г., когда он был президентом, до января 2014 г. уровень одобрения снизился с 62 до 48%, затем к сентябрю 2014 г. вырос на крымской волне до 71%. Всплеск был недолгим, и к марту 2018 г. рейтинг достиг нижней точки в 39%. Он снижался после появления в сети фильма Алексея Навального «Он вам не Димон» (с 52 до 42% в феврале – марте 2017 г.) и неудачных словесных интервенций. Например, ставшая мемом медведевская реплика «Денег нет, но вы держитесь», адресованная крымским пенсионерам в мае 2016 г., стоила премьеру 3% рейтинга. Сейчас одобрение Медведева снижается из-за обсуждения в правительстве предстоящего повышения пенсионного возраста и опасений по поводу других непопулярных мер. У премьера свое амплуа – говорить народу неприятную правду, говорит Волков. Взятая на себя премьером роль громоотвода выгодна в текущем контексте – возможно, это и есть залог политической выживаемости Дмитрия Медведева, – но исторически несимпатична и малоперспективна.