Статья опубликована в № 4638 от 24.08.2018 под заголовком: Компания недели: Центр развития перспективных технологий

Кто и как заработает на маркировке товаров

Раньше компании без конкурса получали заказы на крупные стройки, теперь — на крупные IT-проекты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Войну нелегальному обороту товаров правительство объявило пару лет назад. Это серьезная и масштабная проблема. Только в 2015 г. доля нелегальных товаров достигала 9%, или 2,5 трлн руб., оценивали эксперты Высшей школы экономики. Больше всего «нелегала» на рынках алкоголя, одежды и обуви. В 2016 г. российские власти решили провести эксперимент – маркировать шубы метками, чтобы отслеживать их путь до продажи клиенту. Система маркировки оказалась эффективной – за один только 2016 год бюджет получил дополнительные 500 млн руб. Опыт других стран также показывал, что система маркировки действительно помогает обелить рынок – например, в Турции после ее введения нелегальная продажа табака сократилась на 11% за первые три года.

Вдохновившись результатами эксперимента, российское правительство решило ввести пилотную маркировку на лекарства и табак, а к 2024 г. маркировать уже все товары. Нужна тотальная система прослеживаемости всего оборота, объясняет федеральный чиновник.

Но создавать такую систему своими силами государство не взялось и решило отдать проект частному инвестору. Выбирая его, чиновники пошли по хорошо знакомому им пути – отдать все в одни руки и без конкурса. На этот раз – ООО «ЦРПТ» (50% компании принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому). За 15 лет действия соглашения ГЧП компания планирует потратить 205,7 млрд руб. на создание системы маркировки, а взамен получать по 50 коп. без учета НДС за единицу маркируемого товара от производителей, что обеспечит ей прибыль в 1,5 млрд руб. в год первые семь лет, следует из проекта соглашения ГЧП.

Подсказал правительству, как и кому маркировать товары, «Рос­тех» (его представитель уточнил, что госкорпорация участвовала в обсуждении вопроса, решение принимало руководство страны). Госкорпорация дает советы чиновникам не впервые. Например, в 2017 г. ее гендиректор Сергей Чемезов предложил тогда еще первому вице-премьеру Игорю Шувалову отдать заказ на развитие и эксплуатацию Единой информационной системы госзакупок «дочке» госкорпорации – «РТ – проектные технологии». Так и произошло.

Не впервые и правительство закрывает глаза на необходимость проводить конкурс. До сих пор это были крупные строительные проекты, например мост через Керченский пролив и дороги вокруг «Сколково». Теперь борьба началась за крупные IT-проекты.

Большие данные не случайно называют новой нефтью. В широком смысле цифровая экономика – история про то, как заставить собранную компанией информацию работать на ее бизнес-показатели. Различные компании, верящие в свои технические и математические способности извлекать остроумные идеи из массивов данных, живо интересуются зарождающимся рынком обработки данных, где пока что не существует никаких правил, крупнейшие претендуют на большие доли этого рынка. Один только мировой рынок маркировки (прослеживаемости товаров), по оценке консультантов Boston Consulting Group, вырастет больше чем на 15% с 2015 до 2025 г.

Делить проект маркировки между несколькими операторами неэффективно (не делают этого и другие страны), а решению не проводить конкурс удивляются даже сами чиновники. Но чтобы играть по правилам, власть должна признать, что никакая дружба и доступ к президенту не могут быть важнее конкуренции.

Читать ещё
Preloader more