Почему военные учения — плохой сосед экономическому форуму

Крупнейшие армейские учения на Востоке — это сигнал Западу о готовности Москвы продолжать свою внешнеполитическую линию

Восточный экономический форум во Владивостоке совпал по времени (и отчасти даже по месту) с крупнейшими с советских времен учениями российской армии. Проведение таких учений на востоке страны вызвано ограничениями их масштаба в европейской части России, однако их сочетание с крупным внешнеэкономическим форумом выглядит двусмысленно – как неочевидный способ воздействия на несговорчивых торговых партнеров.

Российское Минобороны объявило во вторник о начале крупнейших с 1981 г. учений Вооруженных сил на территории Восточного военного округа. В них примут участие более 300 000 военнослужащих, 36 000 единиц бронированной и транспортной техники, 1000 самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов, 80 кораблей. Боевые задачи будут отрабатываться на 10 полигонах, причем на полигоне Цугол в Забайкалье проведут совместные маневры с китайскими военными. Крупные учения российская армия проводит ежегодно, попеременно в разных регионах: в этом году настала очередь Дальнего Востока и Забайкалья.

В отличие от европейской части России, где количество войск и боевой техники ограничено соглашениями с НАТО, маневры на Востоке позволяют не ограничивать их масштаб и отрабатывать задачи боевой подготовки в случае большой войны, отмечает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин. Поэтому, несмотря на место проведения учений, это прежде всего сигнал Западу о готовности Кремля продолжать свою внешнеполитическую линию. Вопросы целесообразности столь дорогостоящих учений, вероятности отрабатываемого на них сценария большой войны и подготовки к ней остаются открытыми, считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.

Но внимание к учениям привлечено не только их масштабом, но и совпадением по времени с начавшимся днем раньше экономическим форумом, в котором принимают участие Владимир Путин, руководитель КНР Си Цзиньпин и японский премьер Синдзо Абэ. Гул боевой техники и разрывов (один из задействованных в учениях полигонов находится в 80 км от Владивостока) не лучшее сопровождение переговоров по важнейшим торгово-экономическим вопросам. Это не смутит китайского лидера, знавшего о маневрах, но вряд ли воодушевит других потенциальных инвесторов, в частности японцев, которые проявляли недовольство из-за размещения на Сахалине и Южных Курилах дополнительных подразделений российских ВВС. Вероятно, российские МИД и Минобороны недостаточно плотно координируют свою деятельность, чтобы договориться о переносе одного из мероприятий, или просто не придали значения такому совпадению. Не исключено, конечно, что Кремль в очередной раз дает понять Токио, что уступок по территориальному вопросу ждать не следует, но такой намек вряд ли можно признать своевременным.-