Почему запрет табло с курсами валют не сработает

Жители крупных городов найдут способ узнать нужные им цифры

В самом конце декабря 1991 г. у нас в коммунальных хоромах – двух 30-метровых комнатах на Остоженке – поселились друзья-швейцарцы, кругосветные путешественники. Стал вопрос об обмене валюты: они привезли с собой доллары, и хотя их почти везде в Москве тогда принимали, и с удовольствием, но все-таки и рубли тоже бывали нужны; да и доллары у них были все больше сотками, неудобными для расчетов.

Тогда $100 были гигантские деньги, 10 небольших зарплат.

Так я познакомился с замечательным экономическим явлением – глухими, менявшими валюту на пл. Свердлова, ныне Театральной, у выхода из метро. Официальных обменников было, во-первых, крайне мало, а во-вторых, курс в них был грабительский. А глухие обратили свой недостаток в достоинство: информацию о приближении ментов или об изменении курса доллара (а менялся он часто) они передавали, вытянув говорящую на немом языке руку над толпой. Эта рука и была прообразом табло с курсом валют, точнее, валюты: евро не было, а немецкие марки валютчики брали неохотно; прочие же фунты и франки вообще никого не интересовали.

Надо сказать, с тех пор мало что изменилось – главным экономическим индикатором, который отлично понятен всякому российскому человеку, остается курс доллара. Что бы ни изображал Центральный банк в виде цели, как бы ни рассуждали экономисты об инфляции и ВВП – граждане понимают: все равно ничего важнее доллара нет.

(Кстати уж замечу, что популярность РБК, в прошлом «Росбизнесконсалтинга», по мнению друзей, далеких от медиамира, некогда создана именно на этой идее – нет ничего важнее курса наличного доллара, а значит, и места, где публикуют лучший.)

Так что во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах родины никакой не русский язык, а табличка с курсом валют – главное, что интересует русского человека; ну хорошо, не всякого русского человека, но жителя крупного города.

Так что президент Владимир Путин очередным символическим жестом показал, как мало он понимает в чаяниях собственных избирателей – подписал закон, запрещающий вывешивать для публики табло с курсами валют. Якобы такими табло пользуются нелегальные обменники для привлечения клиентов!

Разумеется, ничего этот запрет не даст: во-первых, можно назвать табло не курсом валют, а данными о результатах безвыигрышной лотереи или еще как-то – вывески-то пока не запрещены? а во-вторых, есть интернет, в котором любой обменник может вывесить курс. Российский народ изобретателен, и я уверен – найдет еще кучу решений, чтобы обойти президентский запрет.

Вплоть до прежних, глухих времен.

Так что – настаиваю – это чистый символ. Чего? – наверное, изоляционистской политики. Правители говорят о дедолларизации, она получается плохо, но пусть и граждане следуют этим тупиковым путем, пусть хотя бы осознают, что доллар – плохой. В конце концов, как бы говорят нам правители этим запретом, надо же положить конец двоемыслию: с одной стороны, в большинстве своем одурманенные телепропагандой россияне убеждены, что все плохое в мире, да и на родине, происходит из-за козней американцев; с другой – именно американская валюта, как ни хоронят ее придворные экономисты, в сложных экономических ситуациях служит гарантией надежности.

А и пусть как бы говорят. Идеология в бессилии отступает, когда речь заходит о шкурных интересах. Тем более что и сами правители, кажется, часто ориентируются на зарубежные деньги.