Почему России рано переходить на голосование по интернету

Технологические новации не решат ключевых проблем российской избирательной системы, а только перенесут их в интернет

Внедрение дистанционного голосования в России может удешевить выборы, но приведет к переносу недостатков отечественной избирательной системы в виртуальное пространство, затруднит контроль за применением административного ресурса и наблюдение за подсчетом голосов.

Возможность проголосовать, не вставая с дивана, пользуется у россиян большей поддержкой, чем прежде, следует из свежего опроса государственного ВЦИОМа. В 2008 г. против поправок, разрешающих электронное голосование, высказались 53% респондентов, за – 28%, еще 19% затруднились с ответом, сейчас 49% поддерживают поправки, против – 46%, не определились 5%. Но, выбирая между двумя способами волеизъявления, значительное большинство (60% в 2008 г. и 57% в 2019 г.) предпочтет традиционный бюллетень, опасаясь махинаций.

Результаты опроса показательны на фоне активизации попыток внедрить электронное голосование на выборах разных уровней. В конце февраля в Госдуму внесли законопроект об организации эксперимента на выборах в Мосгордуму в сентябре 2019 г. По мнению инициаторов, новые технологии позволят избежать фальсификаций и упростят процедуру волеизъявления. Авторы идеи ссылаются на успех Эстонии (на мартовских выборах в парламент дистанционно проголосовали 28,1%), где голосование по интернету повысило явку на выборы, особенно среди молодежи и жителей глубинки.

В России вопрос повышения явки актуален из-за падения доверия к власти и институту выборов. Похоже, власть торопится провести эксперимент с дистанционным голосованием в пилотных регионах в 2019–2020 гг. и максимально широко применить его на думских выборах в 2021 г., полагает член совета движения «Голос» Аркадий Любарев. И если в Москве эксперимент, вероятно, пройдет достаточно чисто, то в регионах нельзя исключить давление на избирателей и манипуляции при подсчетах голосов. Власть пытается подменить новой технологией прозрачность процедуры выборов и имитировать решение ключевых проблем российской избирательной системы, в частности зависимость избиркомов от региональных властей, отмечает политолог Александр Кынев.

Технические проблемы дистанционного голосования – устойчивость к хакерским атакам, защита персональных данных менее важны, чем содержательные, т. е. привычка чиновников добиваться нужных результатов давлением на зависимые от власти категории населения и манипуляциями при подсчете голосов. Пока не ясно, как избежать принуждения избирателей, как организовать защиту от желающих «подкрутить» результаты изнутри, зато понятно, что затруднится внешнее наблюдение. Выявить электронную карусель труднее, чем обнаружить старый добрый подвоз избирателей к участкам.