Зачем Facebook усиление госрегулирования

Предложение Марка Цукерберга к нацрегуляторам выработать единые мировые правила интернета едва ли осуществимо
Facebook давно находится в центре масштабных скандалов в США и ЕС /Frank Augstein / AP

Основатель Facebook предложил делегировать часть ответственности за разработку глобальных правил для интернета национальным правительствам и регуляторам, но едва ли они договорятся – заявление Марка Цукерберга скорее про политику, чем про IT-правила.

В опубликованном 30 марта сообщении Цукерберг, не обращаясь ни к кому конкретно, предложил национальным правительствам и регуляторам занять более активную позицию в разработке единых глобальных правил, которых не хватает интернет-гигантам типа Facebook. В первую очередь, по мнению Цукерберга, необходимо обновление правил в четырех областях: борьбе с вредоносным контентом, обеспечении честных выборов, конфиденциальности и переносимости данных. Компания, по всей видимости, имеет в виду в первую очередь основные для нее рынки – ЕС, США и Китай, рассуждает директор центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев, и Facebook хотел бы появления не только унифицированных, но и в целом более четких правил игры.

Facebook давно находится в центре масштабных скандалов в США и ЕС – в частности, вокруг его роли в манипулировании избирательными кампаниями, утечках данных пользователей: заявление Цукерберга указывает на то, что под ним горит земля, полагает IT-эксперт Иван Бегтин. Сейчас глобальные технологические компании несут большую ответственность за поведение пользователей в сети, отмечает и сам Цукерберг: «Каждый день мы решаем, какие высказывания вредоносны, что представляет собой политическая реклама, как предотвратить сложные кибератаки». Его заявление – это приглашение разделить ответственность компании с властями.

Но универсальных ответов на все острые вопросы в глобальном масштабе нет – и едва ли они могут появиться: представления о том, что считать вредоносным контентом, а что допустимым, существенно разнятся, как и идеология защиты данных. Например, в Евросоюзе в мае 2018 г. вступил в силу закон об их защите (GDPR), который отдает приоритет правам пользователя. А в США регулирование в этой области мягче, благодаря чему там интенсивно развивались компании, собирающие персональные данные, отмечает Бегтин. Заявление Цукерберга в каком-то смысле отступление от прежних практик взаимодействия крупных корпораций с госорганами, в основе которого лежит ставка на саморегулирование, т. е. разработку добровольных внутренних стандартов. Предложение основателя Facebook усилить в первую очередь госрегулирование означает, что давление на Facebook со стороны разных стран стало достаточно сильным, считает Бегтин. Но перспектива достижения такого консенсуса фактически в мировом масштабе призрачна, а сами попытки могут занять годы, если не десятилетия, полагает эксперт.