Работа не по диплому

Каждый второй россиянин работает не по полученной в вузе или техникуме специальности – но дипломы врачей и педагогов становятся все более востребованными

Миллионы людей, работающих не по профессии, полученной в высших и средних учебных заведениях, символизируют не только чрезмерную специализацию обучения в России, но и изменения структуры экономики, произошедшие в последние десятилетия. Полностью подстроить систему образования под часто меняющийся рынок труда вряд ли удастся, но положение можно улучшить за счет обучения более универсальным компетенциям.

Как следует из результатов апрельского опроса ВЦИОМа, по полученной во время обучения специальности работает примерно половина россиян. Никогда по полученной в вузе, техникуме или ПТУ профессии не работали 28%. Четко прослеживается связь между работой по специальности и уровнем образования: среди респондентов с высшим образованием по специальности работают 58%, никогда не работали по дипломной специальности 23%.

Высокая доля работающих не по специальности, особенно среди рабочих и специалистов среднего звена, во многом обусловлена экономической трансформацией 1990-х гг., когда востребованность многих распространенных прежде профессий резко сократилась. В последние годы рынок труда стабилизировался, но разница в трудоустройстве выпускников вузов и прежних ПТУ сохраняется. По данным обследования рабочей силы Росстатом (77 000 человек, 2018 г.), по специальности работали 71% россиян, закончивших вузы в 2015–2017 гг., 60% выпускников техникумов и 55% окончивших колледжи и ПТУ. Чаще других по специальности работали выпускники вузов, получившие дипломы со специализацией в медицине, творческих профессиях и химии (96, 88 и 86% соответственно). Среди обучавшихся политическим наукам, сельскому хозяйству и технологиям легкой промышленности по специальности работало меньшинство (39, 42 и 47% соответственно). Значителен разброс и среди выпускников средних специальных и средних профессиональных учебных заведений.

Любопытна и динамика по отдельным профессиям. Доля работающих по специальности выпускников педагогических вузов в 2013–2017 гг., по данным Росстата, выросла с 70 до 81%, а закончивших вузы по специальности «информационная безопасность», напротив, снизилась с 89 до 78%, выпускников с дипломами строителей – с 71 до 65%. Увеличение доли работающих по профессии педагогов отчасти объясняется ростом зарплат учителей после майских указов и снижением занятости в частном секторе. При этом у выпускников-медиков доля работающих по специальности была и остается высокой – 96%.

Добиться полного соответствия палитры специальностей образования всех ступеней требованиям рынка труда вряд ли возможно: возврат распределения в рыночных условиях выглядит анахронизмом, а структуру экономики через 5–10 лет прогнозировать все сложнее. Компенсировать расхождение может отказ от некоторых чрезмерно узких специализаций в пользу более широких компетенций и навыков обучения, которые позволят в нужный момент повысить квалификацию и найти работу, близко соответствующую полученной профессии.