Статья опубликована в № 4796 от 16.04.2019 под заголовком: Дипломная работа

Работа не по диплому

Каждый второй россиянин работает не по полученной в вузе или техникуме специальности – но дипломы врачей и педагогов становятся все более востребованными

Миллионы людей, работающих не по профессии, полученной в высших и средних учебных заведениях, символизируют не только чрезмерную специализацию обучения в России, но и изменения структуры экономики, произошедшие в последние десятилетия. Полностью подстроить систему образования под часто меняющийся рынок труда вряд ли удастся, но положение можно улучшить за счет обучения более универсальным компетенциям.

Как следует из результатов апрельского опроса ВЦИОМа, по полученной во время обучения специальности работает примерно половина россиян. Никогда по полученной в вузе, техникуме или ПТУ профессии не работали 28%. Четко прослеживается связь между работой по специальности и уровнем образования: среди респондентов с высшим образованием по специальности работают 58%, никогда не работали по дипломной специальности 23%.

Высокая доля работающих не по специальности, особенно среди рабочих и специалистов среднего звена, во многом обусловлена экономической трансформацией 1990-х гг., когда востребованность многих распространенных прежде профессий резко сократилась. В последние годы рынок труда стабилизировался, но разница в трудоустройстве выпускников вузов и прежних ПТУ сохраняется. По данным обследования рабочей силы Росстатом (77 000 человек, 2018 г.), по специальности работали 71% россиян, закончивших вузы в 2015–2017 гг., 60% выпускников техникумов и 55% окончивших колледжи и ПТУ. Чаще других по специальности работали выпускники вузов, получившие дипломы со специализацией в медицине, творческих профессиях и химии (96, 88 и 86% соответственно). Среди обучавшихся политическим наукам, сельскому хозяйству и технологиям легкой промышленности по специальности работало меньшинство (39, 42 и 47% соответственно). Значителен разброс и среди выпускников средних специальных и средних профессиональных учебных заведений.

Любопытна и динамика по отдельным профессиям. Доля работающих по специальности выпускников педагогических вузов в 2013–2017 гг., по данным Росстата, выросла с 70 до 81%, а закончивших вузы по специальности «информационная безопасность», напротив, снизилась с 89 до 78%, выпускников с дипломами строителей – с 71 до 65%. Увеличение доли работающих по профессии педагогов отчасти объясняется ростом зарплат учителей после майских указов и снижением занятости в частном секторе. При этом у выпускников-медиков доля работающих по специальности была и остается высокой – 96%.

Добиться полного соответствия палитры специальностей образования всех ступеней требованиям рынка труда вряд ли возможно: возврат распределения в рыночных условиях выглядит анахронизмом, а структуру экономики через 5–10 лет прогнозировать все сложнее. Компенсировать расхождение может отказ от некоторых чрезмерно узких специализаций в пользу более широких компетенций и навыков обучения, которые позволят в нужный момент повысить квалификацию и найти работу, близко соответствующую полученной профессии.

zahar
09:00 16.04.2019
Понятие " диплома " скоро будет устранено . Сейчас нужно владеть таким уровнем знаний и компетенций что учеба в универе по схеме 4+2 ничего не дает кроме элементарных знаний . При условии что человек учится в школе 11 лет с 7 лет и 6 лет в универе он только в 24 года может более -менее адекватно выйти на рынок труда , и если у него все ок то к 30 будет более-менее эффективным работником -то есть освоит наконец специальность . А что дальше ? - дальше он будет работать лет до 80 а жить до 100 то есть за 50 лет он минимум раза 2-3 кардинально сменит вид деятельности и ему будет необходимо постоянно учиться (как минимум осваивать новые технологии ) . Какой к чертям диплом ? то что он учил в 20 лет в 50 лет -в период вершины его карьеры будет уже устаревшим (а возможно и неверным - в медицине 100% так а это одна из самых устойчивых сфер работы " по диплому " ). Поэтому надо в корне менять систему образования - не учить конкретике а учить обучению своей нейронной сети - быстро и эффективно . То есть в школе надо решать абстрактные задачи и в универе по большей части продолжать делать именно это ( а не заниматься расширением эрудиции - человек не энциклопедия ) . В период когда нейроны реально можно обучить эффективно- в детстве и юности надо заниматься именно этим . А на работе человек обретет конкретные знания . Так что надо выкинуть в помойку все дипломы и при приеме на работе надо смотреть на уровень развитости его нейро сети а не на бумажки
30
Комментировать
Читать ещё
Preloader more