Посол на выход

Для ускорения интеграции России и Белоруссии будет недостаточно только замены российского посла

Замена посла России в Белоруссии может означать жертву раздражавшей Минск фигуры для продолжения политической линии, направленной на более тесную интеграцию двух стран. Однако рассчитывать на стремительное развитие сценария едва ли стоит: Александр Лукашенко имеет большой опыт сопротивления попыткам принудить его следовать планам, которые он считает невыигрышными.

30 апреля Владимир Путин освободил от обязанностей посла России в Белоруссии Михаила Бабича и заменил его экс-сенатором и бывшим генсеком ШОС Дмитрием Мезенцевым. Замминистра иностранных дел России Григорий Карасин назвал ротацию обычной дипломатической практикой – «бывают различные казусы» (цитата по ТАСС) – и отверг версию, что она отражает кризис в отношениях между Москвой и Минском.

Экс-премьер послевоенной Чечни и полпред отправился в Минск в августе 2018 г. на фоне заявлений Москвы о необходимости более тесной интеграции двух стран. Однако он вел себя не как кадровый дипломат, действуя в стилистике, скорее напоминавшей практики партфункционеров – послов СССР в странах соцлагеря, которые поучали принимавшую сторону и вмешивались во внутриполитические процессы. Бабич нарушал дипломатический протокол, резко комментировал действия Минска и лично Лукашенко, его встречи с представителями оппозиции и поездки по стране раздражали белорусские власти, напоминает руководитель экспертной инициативы «Минский диалог» Евгений Прейгерман. Менее чем за год работы в Минске Бабич успел настроить против себя национальную элиту и лично Лукашенко и превратился в фактор дополнительного осложнения и так обострившихся отношений двух стран, о чем прямо заявлял белорусский МИД.

Действия Бабича не могли восприниматься в Белоруссии иначе как проявление политики Кремля, направленной на ограничение самостоятельности Белоруссии. Минск видел ее в нефтяном налоговом маневре, от которого теряет белорусский бюджет, в ограничениях на ввоз белорусских товаров и даже в поставках некачественной нефти. Нервозность Минска усиливалась от постоянного обсуждения белорусского сценария сохранения власти Путиным после 2024 г. как главы объединенного государства, поведение Бабича обостряло такие опасения. По сведениям «Коммерсанта», на недавней встрече с Путиным Лукашенко требовал отставки Бабича в обмен на интенсификацию интеграции. Едва ли одна отставка решит дело – скорее Кремль решил проводить прежнюю политику более деликатно. Мезенцев тоже политический назначенец, но без репутации ястреба, однако его способность купировать антиинтеграционные страхи под вопросом. Минск заинтересован в развитии союзных отношений с Москвой, предполагающих полноценный экономический и равноправный военно-политический союз, но не готов отказываться от суверенитета, считает Прейгерман. В свою очередь Лукашенко может воспользоваться страхом поглощения на предстоящих парламентских и президентских выборах.