Россияне подустали от продуктового эмбарго и санкций

Общероссийский консенсус о правильности присоединения Крыма подвергается эрозии

Иностранные санкции, введенные против России в 2014 г. за присоединение Крыма, остаются для большинства россиян важной идеологемой, которой они объясняют проблемы в экономике. Но у них начала накапливаться усталость от экономической конфронтации с Западом, свидетельствует июльский опрос ФОМа.

Мнения о воздействии санкций на российскую экономику таковы: 17% респондентов считает, что не влияют никак; 64% считает, что влияют, из них заметная часть говорит, что существенно. Как влияют, единого мнения нет: 38% думает, что скорее отрицательно, 26% – что скорее положительно. Когда речь заходит о личном опыте – сказываются ли иностранные санкции на жизни респондента, – доля тех, кто считает, что не сказываются, вырастает до 47%, а считающих, что нет, снижается до 41%; из них большинство говорят, что существенно.

Такое расхождение в восприятии западных санкций для экономики страны и для себя лично ожидаемо, поскольку первое – продукт пропаганды, последнее – личного опыта. Но опыт – это не только само по себе изменение цен, ассортимента, качества товаров в домашнем потреблении, но и мыслительные операции, в которых динамика цены связывается с санкциями – и их еще надо отличить от контрсанкций, введенных президентом Путиным в том же 2014 году.

Если с последними есть трудности, то применительно к экономике никаких сложных рефлексивных мучений в России не требуется, замечает аналитик ФОМа Григорий Кертман: все уже сделано на федеральных телеканалах, где санкции для экономики, конечно, зло, но нестрашное и идет России даже на пользу, а потери Запада от них больше, чем наши. Плюс россияне воспроизводят мантру правительства, что макроэкономические трудности вызваны исключительно внешним влиянием.

Поэтому мнение двух третей респондентов, что санкции влияют на экономику, сигнализирует об их обеспокоенности социально-экономическими перспективами в стране.

За три года вдвое выросла доля тех, кто считает, что решение российских властей запретить продукты из Евросоюза, США, Австралии, Канады и Норвегии было неправильным: в 2016 г. так считали 9% респондентов, в 2019 г. – 19%. Самые распространенные пояснения «почему» сводятся к экономическим и потребительским мотивам: растут цены – 3%, Россия себя не прокормит – 2%, у импортных продуктов лучше качество – 2%. Некоторый конфронтационный кураж после присоединения Крыма поугас, рассуждает Кертман, люди стали больше обращать внимание на рост цен, особенно после повышения пенсионного возраста. Это позиция меньшинства, констатирует социолог, но консенсус, что все с присоединением Крыма было сделано правильно, подвергается эрозии. В целом отношение к санкциям и контрсанкциям значимо не меняется, но вопрос для россиян становится все более сложным, растет желание перейти к более выгодной и экономически конструктивной модели отношений с Западом. Просто еще не померкли досанкционные воспоминания.