Отбить избившего

Безнаказанная жестокость полиции и Росгвардии на митингах опасна и для тех, кого бьют, и для тех, кто бьет

Жестокость полиции и Росгвардии на акциях протеста чем дальше, тем отчетливее становится новым поводом консолидации и роста недовольства. Безнаказанность садистов в форме, покрывательство начальства, отписки вместо разбирательств, по существу, опасны не только для тех, кого бьют, – это развращает и тех, кто бьет, размывая границы закона и подогревая гнев общества.

Меньше суток потребовалось активистам, чтобы вычислить сотрудника полиции, который, предположительно, ударил в живот 26-летнюю Дарью Сосновскую, когда ее с уже заведенными за спину руками вели в автозак после задержания в районе Китай-города вечером 10 августа. Имя бойца 2-го оперативного полка управления МВД по Москве, как сообщил Telegram-канал Baza, им назвали коллеги полицейского, пожелавшие остаться неизвестными; авторы канала обратились в ГУВД с просьбой проверить причастность этого полицейского к избиению. Спустя несколько часов ГУВД заявило, что полицейский, чье имя было обнародовано, не имеет «никакого отношения к инциденту», и анонсировало проверку, пообещав наказать виновных.

Врачи, по словам Сосновской, зафиксировали у нее ушиб грудной клетки, есть симптомы сотрясения мозга. Она обратилась в СКР с заявлением о преступлении: ее адвокат полагает, что в действиях полицейского есть признаки превышения должностных полномочий с применением насилия (ч. 3 ст. 286 УК). На саму девушку после задержания составили протокол о нарушении правил участия в митинге (ч. 5 ст. 20.2 КоАП).

Ответ ГУВД – это первый случай реакции такого рода со стороны правоохранителей. То, что он в принципе появился, похоже, следствие масштабной реакции на видео с ударом, которое широко разошлось по соцсетям: негодующие посты написали даже аполитичные поп-селебрити, в том числе участвовавший в «отзеркаливавшем» митинг на пр-те Сахарова 10 августа фестивале в Парке Горького певец Егор Крид. Обещание провести проверку – это хорошо, но обольщаться не стоит. В понедельник стало известно, что ответил СКР москвичу Константину Коновалову, которому 27 июля во время его утренней пробежки еще до начала акции на Бульварном кольце полицейские при задержании сломали ногу: в действиях полицейских не найдено признаков преступления; они действовали правомерно, поскольку митинг был несогласованным. А про проверку действий полицейских, которые тогда же, 27 июля, на Чистопрудном бульваре били уже лежащих на асфальте и обездвиженных мужчин, вообще ничего неизвестно – скорее всего, никакой проверки нет.

Возмущение даже лояльных власти людей жестокостью полиции понятно: удары в печень несопротивляющемуся человеку выглядят гнусно и подло. Острая реакция показывает: даже далекая от протестов часть общества понимает, что неоправданное применение силы полицией опасно не только для протестующих и завтра на месте Сосновской может оказаться любой. А отсутствие должной реакции обостряет злость тех, у кого ее и так уже много.