Топорики на площади

Недовольство результатами выборов мэра в Улан-Удэ стало поводом вспомнить старые проблемы региона

Единый день голосования 2019 г. – выборы прошли больше чем в 80 регионах страны – не вызвал сколько-нибудь массовых выступлений против фальсификаций, но и совсем без протестов не обошелся. Наиболее заметной акцией стал продолжающийся уже вторые сутки массовый по местным меркам стихийный митинг в Улан-Удэ, где прошли выборы мэра: сомнения в достоверности результатов выборов усугубились недовольством значительной части населения бедностью и другими социальными проблемами региона.

Митинг в Улан-Удэ, начавшийся после объявления результатов выборов мэра города, собрал днем в понедельник несколько сотен человек, численность протестующих то снижается, то растет, но пока попытки властей и силовиков разогнать собравшихся не увенчались успехом, сообщают местные жители в соцсетях.

Сначала собравшиеся требовали освободить задержанных ранее попутчиков шамана Александра Габышева, затем стали требовать пересмотреть результаты выборов мэра Улан-Удэ. Митингующие, как сообщают местные СМИ, скандировали «московские» лозунги «Мы здесь власть!» и «У нас украли выборы». Помимо полиции и Росгвардии митингующих пытались разгонять люди в черной униформе без опознавательных знаков, у которых, как пишут горожане в соцсетях, были не только дубинки, но и топорики. По данным МВД Бурятии, задержаны два вероятных организатора акции; проигравший выборы кандидат – сенатор от Иркутской области коммунист Вячеслав Мархаев (в августе он осудил жестокость силовиков при разгоне митингов в Москве) – говорит о четверых.

Выборы мэра стали триггером протеста. На них первый замглавы горадминистрации Игорь Шутенков опередил Мархаева. Республиканские власти были заинтересованы в победе Шутенкова, что неудивительно, отмечает политолог Ростислав Туровский. Вопросы вызывают результаты: в двух городских округах из трех, по данным ЦИК, перевес Шутенкова составил менее 10%, а в третьем он опередил Мархаева, получив ровно в 2 раза больший процент, причем результаты необычно круглые: 60,03% против 30,00%.

Митинги в Улан-Удэ отразили недовольство многих жителей ситуацией в республике, где высокий уровень бедности наложился на рост доли молодежи в населении и массовое переселение жителей глубинки в столицу, отмечает иркутский политолог Сергей Беспалов. Многие уезжают работать в Монголию, где зарплаты выше. Социальные проблемы совпали с отменой выборов глав районов в 2018 г. и нежеланием властей прислушаться к требованию местных жителей не отдавать в аренду китайским компаниям жизненно важные для них лесные участки, причем «лесные» протесты разгоняли более жестко, чем вчерашний политический митинг, говорит Беспалов.

Часть бюрократов по примеру столицы винит в произошедшем внешние силы, полагая, что вышедших на площадь «кто-то спровоцировал». Впрочем, вылетевший в Петербург глава администрации Бурятии Алексей Цыденов призвал участников митинга обсуждать проблемы в режиме диалога, к которому он «всегда открыт».