«Московское дело», часть вторая

Сделав было шаг назад, силовики больше не хотят спускать дело на тормозах

«Московское дело», которое начало было затухать из-за развала версии силовиков о «массовых беспорядках», снова набирает обороты. Появление шести новых фигурантов и устоявший в апелляции приговор Константину Котову свидетельствует о желании силовиков самоутвердиться, а власти – проверить реакцию общества на реанимацию громкого резонансного дела.

В понедельник Следственный комитет (СКР) сообщил о новых фигурантах «московского дела»: четверо – Егор Лесных, Максим Мартинцов, Андрей Баршай и Владимир Емельянов – задержаны, два неназванных фигуранта, по данным СКР, скрылись. Всех их подозревают в применении насилия против представителей власти (ч. 1 ст. 318 УК) на несогласованной властями акции 27 июля 2019 г. На обнародованном СКР видео молодые люди хватают за руки и толкают в спину росгвардейцев, когда те жестко, пустив в ход дубинки, задерживают людей. Еще один участник протестов, Дэнни Кулинич, был отпущен после допроса в качестве свидетеля, со ссылкой на его брата сообщила «Медиазона».

Новые фигуранты не появлялись в «московском деле» с конца августа. С тех пор московские суды успели вынести несколько приговоров, преимущественно к реальному лишению свободы (от 2 до 3,5 года) обвинявшимся по той же статье 318, но одновременно следствие закрыло дела в отношении шести человек, которые обвинялись в участии в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК). Это направление «московского дела» фактически развалилось еще на досудебной стадии. Процесс стал катализатором массового движения солидарности в защиту обвиняемых, на митинг поддержки 10 августа вышло больше 50 000 человек. Подпитка протеста суровыми приговорами людям, чьи «преступления» выглядели очевидно неопасными, была сочтена невыгодной, и, например, 3,5 года колонии Павлу Устинову были по ходатайству прокуратуры заменены на год условно.

Казалось, что «московское дело» спущено на тормозах, а силовики, напрасно раскручивавшие версию о массовых беспорядках, проиграли. Но события понедельника – новые фигуранты «московского дела» и подтвержденный Мосгорсудом приговор Котову (четыре года колонии за неоднократные нарушения правил проведения митингов, ст. 212.1 УК) – показывают, что это была только пауза.

Власть не хочет сохранения в обществе иллюзий, будто массированное давление может заставить силовую машину сдать назад. Силовики получили право на реванш – как минимум в отношении тех, кто, по их версии, поднял руку на человека в погонах, считает политолог Алексей Макаркин. Не исключено, что новые материалы дадут возможность вернуться и к обсуждению версии о массовых беспорядках. Новый виток дела даст недовольным повод протестовать дальше. Но не похоже, что тех, кто руководит процессом, интересует общественное мнение, считает Макаркин.