Проблемы Тинькова и проблемы «Тинькофф»

Претензии налоговой США лично к бизнесмену ударили и по его компании – но инвесторы, похоже, умеют отличать одно от другого

Олег Тиньков предупреждает своих инвесторов: «Если инвестируете в Россию, то, что называется, fasten your belts». Это означает, объяснял Тиньков в интервью vc.ru, что инвесторы должны быть готовы не реагировать на новости. Прививать инвесторам иммунитет к ним Тиньков начал после того, как в один день его компания после успешного IPO в Лондоне потеряла $1 млрд капитализации из-за внесенного законопроекта, разрешающего выдачу карт только в отделениях банков, что ставило под удар бизнес-модель «Тинькофф». Депутаты заявили об ошибке, однако компания еще долго оправлялась от последствий.

Но, похоже, инвесторы усвоили урок. Новости о претензиях налоговой США к Тинькову, который сдал американский паспорт в 2013 г., конечно, повлияли на котировки, но не так драматично. 28 февраля, когда TCS (материнская компания «Тинькофф банка», акции которой обращаются на бирже) пришлось раскрыть информацию о том, что у налоговой службы США есть вопросы к Тинькову, глобальные депозитарные расписки TCS на Лондонской бирже опустились на 7,3%. Казалось бы, падение значительное, но в тот день усилилась распродажа на рынках из-за коронавируса, и Сбербанк тогда потерял на Лондонской бирже 4,8%, а ВТБ – 6,3%. 2 марта TCS пришлось раскрыть еще менее приятные подробности: выяснилось, что США выдали ордер на арест Тинькова, ему пришлось внести залог и он должен оставаться в Лондоне до конца судебных слушаний. Бумаги упали еще на 3,2%, а компания потеряла за два торговых дня $0,5 млрд капитализации. Но уже 3 марта котировки пошли вверх – на фоне 7,9 млрд руб. чистой прибыли по РСБУ за январь 2020 г., о которой отчитался «Тинькофф банк». А 4 марта рост составил 2,68%.

TCS подчеркивает, что претензии предъявлены лично Тинькову и дело никак не затрагивает саму компанию. Тиньков любит повторять, что о жизни «Тинькофф» он часто узнает из новостей и не участвует напрямую в работе компании. «I’m the founder, bitch», – говорил он РБК.

То, что компания названа его именем и ассоциируется с ним, это и сильная, и слабая сторона его бизнеса. У Тинькова огромный капитал публичности, который он конвертирует в том числе в материальные активы: раскрученность бренда позволяет привлекать новых клиентов. Хотя инвесторы и научились пристегивать ремни, по котировкам нельзя сказать, что судьба Тинькова их не волнует. Тиньков во многом лишен права на частную жизнь, и его спор с США по его личным налогам, выходит, не только его личное дело. Чем ты значительнее, тем меньше тебе позволено, сказал бы Цезарь (кстати, собак Тинькова зовут Чезарь и Брутт, писал он в Instagram; Брутт – с двумя «т» в отличие от убийцы Цезаря – фамилия российского велогонщика, выступавшего за спонсируемую «Тинькофф» команду).

Люди ассоциируют банк Тинькова с ним самим и будут продолжать это делать. Тинькову даже как-то пришлось объяснять в Facebook, что от него не зависят ставки по депозитам или запуск супераппа – это делают другие люди. Или еще один пример: сам Тиньков не любит российский футбол и считает его жалким зрелищем, но это не помешало менеджменту банка заключить спонсорский контракт с РФПЛ.

Сотрудникам «Тинькофф» сейчас нелегко – ситуация не может не повлиять на их боевой дух, а в соцсетях активизировались хейтеры. Для банка есть и другая опасность – возможная паника вкладчиков, которые плохо понимают, как устроен финансовый рынок, в отличие от инвесторов. С ними в начале апреля TCS будет проводить встречи в Нью-Йорке и Сан-Франциско. Тиньков в программе не был заявлен изначально. Отменять сессии с инвесторами TCS не планирует.