Россия заняла первые места в Global Skills Index 2020

Какой сигнал подает исследование Coursera

В исследовании Global Skills Index 2020, проведенном Coursera, Россия заняла 1-е место в мире (среди 60 стран) по уровню технологических компетенций, первое же по уровню навыков в сфере Data Science, а также 9-е место в мире (и восьмое в Европе) по уровню бизнес-навыков.

Здравый смысл и результаты других исследований подсказывают: этого не может быть, что-то здесь не так. В частности, в опубликованном в марте докладе функционирующего на базе МФТИ Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по направлению «Искусственный интеллект» (а это важная в современном мире составная часть технологических навыков, которую учитывает и Coursera) говорится, что Россия сейчас находится только где-то в третьем десятке в мире по уровню развития индустрии искусственного интеллекта, хотя и имеет потенциал при определенных условиях войти в топ-10 стран. Исследование, на котором базируется этот доклад, российское, его авторам нет никакого смысла специально занижать наши показатели.

Почему тогда Coursera ставит Россию на 1-е место в мире?

Прежде всего важно понимать, кто и что оценивает. Coursera – крупнейшая образовательная онлайн-платформа, флагман мировой EdTech-отрасли: 64 млн учащихся, 4500 курсов, две сотни ведущих мировых университетов и корпораций, которые размещают здесь свои образовательные модули, около 2500 компаний, использующих платформу для обучения и повышения квалификации сотрудников. То есть у Coursera накоплены действительно серьезные (большие) данные, характеризующие тенденции в развитии тех или иных компетенций у представителей разных стран и отраслей. Однако эти данные имеют и ограничения: Coursera отлично отслеживает и анализирует прежде всего спрос на те или иные курсы и успешность их прохождения студентами. Грубо говоря, чем больше интерес людей из той или иной страны (например, из России) к определенным дисциплинам и чем выше продемонстрированный ими по окончании соответствующих курсов уровень знаний и навыков, тем более высокое место займет страна в соответствующей части рейтинга Coursera. Ее исследование, таким образом, говорит скорее не о текущем положении дел в стране (в отличие от исследования Центра компетенций НТИ, например), а о ее потенциале с точки зрения наличия людей с очень ценными для будущего компетенциями. Не более того.

Впрочем, и не менее. Исследование Coursera – это явный сигнал: в России отличные (кажется, лучшие) кадры, обладающие самыми востребованными в мире навыками. И если они не найдут применения в своей стране, их с руками и головами оторвут другие. Тем более что современные компании давно не обращают внимания на университетские «корочки», для них гораздо важнее как раз реальные знания и компетенции, которые дают в том числе такие платформы, как Coursera. А эти навыки, как и само онлайн-образование, трансграничны.