Золотое время цифровой трансформации

Как бизнес-конференции мигрируют в онлайн

Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с НИУ ВШЭ и Microsoft в России провели опрос представителей российского бизнеса об их ожиданиях, связанных с последствиями пандемии COVID-19. Прежде всего – о том, как она меняет акценты процесса цифровой трансформации экономики, бизнеса и общества.

Результаты исследования в целом вполне предсказуемы. В частности, выяснилось, что 54% российских компаний – участниц опроса перешли на удаленку полностью или частично (при этом 17% считают, что часть сотрудников на ней и останется); 81% уверены, что события весны 2020 г. окажут серьезное влияние на бизнес-процессы предприятий в будущем; 47% полагают, что дистанционный формат работы станет одним из общепринятых.

Один из полученных ответов хочется отметить особо: 21% опрошенных полагают, что изменится формат бизнес-мероприятий и часть конференций, семинаров, воркшопов станут проводиться онлайн и в будущем.

В июне я принимал участие в разборе любопытного кейса о такой цифровой трансформации с организаторами только что прошедшей тогда технологической конференции EMERGE. Такие мероприятия готовятся, понятно, загодя – подготовка конкретно к этому началась за полгода, и то при условии, что проводится оно не в первый раз и все процессы отлажены. Но отработаны они были для офлайна, а тут, пока конференция готовилась, жизнь из-за коронавируса сильно поменялась. В результате мероприятие – а это несколько тысяч участников (стартапов, разработчиков, инвесторов) и несколько десятков известных всему миру спикеров и менторов – срочно, меньше чем за три месяца, пришлось переносить в онлайн. И проделать все так, чтобы не растерять годами зарабатывавшуюся репутацию.

Это оказался весьма поучительный опыт.

Выяснилось, например, что на рынке (а речь про мировой рынок) сегодня нет одного решения, которое отвечало бы сразу всем запросам организаторов подобных мероприятий – чтобы и нетворкинг «один на один», и параллельно несколько «комнат» со стримами, и функционал «стартап-аллей» (где компании могли бы не просто выставить свои «стенды» с описанием продуктов, но и назначать и проводить «встречи»), и разнообразие интерфейсов (чтобы выделять разные по атмосфере блоки внутри онлайн-ивента), и возможность организации круглых столов и менторских сессий и т. д. Даже популярный лондонский стартап Hopin, который в феврале привлек еще $6,5 млн как раз на создание платформы для онлайн-мероприятий, не дает «всего и сразу». В результате организаторам таких конференций приходится самостоятельно собирать сложные комбинации из разных решений, что в отсутствие у них опыта системной интеграции очень непросто.

Обнаружилось также, что IТ-навыки даже у продвинутых участников технологических конференций далеко не идеальны. Известно, что самый популярный вопрос в службу поддержки офлайн-конференции – «Где взять программу?» (хотя вот она, лежит на стойке регистрации). Нетрудно догадаться, какие вопросы самые часто задаваемые на онлайн-конференции: «Где найти ссылку?», «Как подключиться?», «На какую кнопку нажать?». На недостаток этих навыков намекают, кстати, и респонденты российского исследования: по мнению 16% его участников, основным барьером для использования цифровых инструментов является именно недостаток соответствующих компетенций у сотрудников компаний.

Есть и другие любопытные нюансы, отличающие крупное онлайн-мероприятие от его офлайн-аналога. Возможно, один из главных – невозможность живого человеческого общения. Впрочем, попытки предпринимаются. Организаторы конференции EMERGE для проведения after-party (а они в своей цифровой трансформации не захотели отказаться даже от него) использовали российскую платформу Spacial.chat, которая пытается как раз сымитировать атмосферу неформального общения. Представьте, что вы на обычной вечеринке. Когда вы подходите к какой-то группе людей, вы слышите, о чем они говорят, а когда отходите – уже не слышите. Нечто похожее (с поправкой на онлайн, конечно) реализовано и здесь.

Для подобных технологических решений сейчас самое время. Если ожидания ускоренной цифровой трансформации верны, то для их разработчиков и инвесторов в такие проекты наступают золотые дни.