Набор высоты

Как авиакомпании будут восстанавливать полетные программы

Авиакомпании ждет беспрецедентно сложный период – объем работы на текущий год растянулся бы в «мирное» время лет на пять. Перевозчики уже вступили в первую фазу возобновления операций и начали частичный перезапуск рейсов. На этом этапе будет задействовано 20–70% «воздушных провозных емкостей», и продлится он не менее 12–18 месяцев, после чего можно говорить о переходе к устойчивому режиму полетов (более 70% емкостей).

Для повышения скорости принятия решений целесообразно создать три управляющих штаба – коммерческий, производственный и штаб по управлению ресурсами и сотрудничеству с госорганами. Координировать их деятельность и перераспределять ресурсы будет проектный офис.

Основная задача коммерческого штаба – определить, куда должна летать авиакомпания, с каким продуктом и по какой цене. Предстоит решить, какие направления открывать в первую очередь, с какой частотой летать, разработать стратегию перезапуска. Здесь же управление парком и маршрутной сетью, доходами, а также сервис на борту.

Прежде всего компания должна смоделировать спрос на направлениях, учитывая возможные ограничения. Многие авиакомпании будут сокращать парк и пересматривать базовую сеть. Например, «Аэрофлот» пока отложил открытие своего регионального хаба в Красноярске. Развитие авиапарка обычно планируется на длинный период, поэтому компания должна предусмотреть, каким будет соотношение между бизнес-классом и экономом, количество узкофюзеляжных и широкофюзеляжных воздушных судов.

Компания должна определиться с ценой своего продукта, решить, как продвигать дополнительные услуги. Маркетинговые расходы важно адаптировать к ситуации на рынке — рассчитать объем маркетингового сопровождения, использовать различные каналы продвижения, настроить структуру агентских вознаграждений. Стоит готовиться к ручному управлению выручкой (более короткий горизонт бронирований, выше доля пассажиров, не явившихся на рейс), оптимизировать систему возвратов. Было бы полезно следить, как меняют свои предложения конкуренты, отправлять персонал опробовать их продукт.

Задача производственного штаба – управление удельными расходами и разработка новой операционной модели.

После карантина авиакомпаниям предстоит многое изменить в операционных стандартах. В частности, обновить протоколы обработки багажа, уборки воздушных судов, кейтеринга и т. д. Из-за новых требований безопасности пересматривается процесс посадки пассажиров на борт. Так, в Delta первыми в салон теперь заходят пассажиры, у которых места в хвосте самолета.

Если персонала больше, чем нужно для периода восстановления полетов, необходимо договориться с сотрудниками и профсоюзами. Возможно, разработать гибкий график, сократить временный персонал и наименее важные подразделения, отправить людей в отпуск без содержания. Главное – сохранить человеческие ресурсы на будущее. Например, Finnair перевела до 80% сотрудников на неполный рабочий день, а British Airways временно приостановила контракты более 30 000 членов экипажей и наземных работников.

В 2020 г. авиакомпании зафиксируют убытки, которые могут составить до трети их годовой выручки. В такой ситуации нужно пересмотреть управление финансами, тщательнее отслеживать закупочную деятельность, взаимодействовать с госструктурами. Вся эта работа ложится на штаб по управлению ресурсами и сотрудничеству с госорганами.

Чтобы защитить себя от банкротства и возможного поглощения, авиакомпании должны предусмотреть несколько сценариев расходования средств. Основная задача – сокращение удельных расходов, гибкое управление платежами. Например, американская Delta пересмотрела капиталоемкие проекты и приостановила инвестиции на сумму $500 млн. Стоит также изучить варианты с продажей непрофильных бизнесов.

Сотрудникам авиакомпаний придется вести переговоры с контрагентами по ценам и условиям оплаты. В частности, с компаниями, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов, поставляют топливо, услуги кейтеринга и др. С администрацией аэропортов важно договориться о скидках на аэропортовые сборы и наземные услуги, с лизинговыми компаниями – о новых контрактах с гибкими ставками.

Авиакомпаниям стоит организовать работу в рамках правительственных программ и совместно координировать меры безопасности. Государство и регуляторы пытаются помочь отрасли, выделяя как прямые субсидии, так и госгарантии под кредиты. В ряде случаев они могут смягчить условия по согласованию слотов (время прилета и вылета в аэропорту). Например, в Европе для сохранения слота авиакомпания обязана совершать определенное количество рейсов, в итоге весной некоторые перевозчики отправляли пустые самолеты. Европейский регулятор отменил это правило до конца октября. А аэропорты Таиланда благодаря господдержке отменили сборы для авиакомпаний. От регулятора также зависит продление срока действий лицензий пилотов, медицинских справок и т. д. В ряде случаев можно добиться отмены акцизов на топливо, сборов за безопасность и аэронавигацию, получить субсидии на оплату стоянки.