Кто оплатит комиссии за ЖКХ

Банки согласны обнулить комиссии только для социально незащищенных людей
Принятие законопроекта в его нынешнем виде приведет к тому, что банки переложат комиссии с плательщиков на поставщиков услуг ЖКХ или на управляющие компании /Евгений Разумный / Ведомости

Вокруг законопроекта об отмене комиссий для граждан при оплате услуг ЖКХ через банки вновь разгорелись споры. Этот документ был внесен в Госдуму в начале года и уже тогда подвергся критике банковского сообщества. Тем не менее в апреле законопроект был принят в первом чтении. Ко второму глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор в целом поддерживает эту меру, однако стоит рассмотреть вопрос о компенсации банкам уже понесенных расходов – прежде всего на создание дорогой инфраструктуры.

Кроме того, при подготовке законопроекта ко второму чтению в документ была внесена компромиссная поправка, распространяющая его действие только на «социально незащищенные и нуждающиеся категории граждан». Банкиры и в этот раз остались не вполне довольны, указывая, что при желании один пенсионер может вносить платежи за всех своих соседей. Тем не менее подобная редакция документа устроила их больше, но перед вторым чтением эта поправка из текста исчезла.

Сразу четыре профильных объединения платежного и банковского рынков немедленно обратились в ЦБ с просьбой вернуть поправку обратно. Вероятно, это письмо повлияло на то, что второе чтение законопроекта было отложено на неопределенное время.

Понятно, что принятие законопроекта в его нынешнем виде приведет к тому, что банки переложат комиссии с плательщиков на поставщиков услуг ЖКХ или на управляющие компании. Ситуацию не спасет даже то, что эта возможность может быть учтена и запрещена законом – в таком случае банки «доберут свое» с помощью роста иных тарифов и комиссий, никак не связанных с ЖКХ. Вряд ли стоит рассчитывать и на такой вариант, как прямые компенсации затрат банков из бюджета – не та экономическая ситуация.

Теоретически никто и ничто не мешает банкам просто расторгнуть договоры с управляющими компаниями на их обслуживание (в реальности это вряд ли возможно, но проведем такой мысленный эксперимент). В состоянии ли будут сами управляющие обеспечить в этом случае необходимую инфраструктуру для приема платежей? По данным Национальной платежной ассоциации, которая опросила агрегаторов и сборщиков платежей в Сибири, на Урале и в Алтайском крае, более 50% плательщиков требуют обеспечить прием платежей именно в наличной форме. При этом в среднем в этих регионах на 1700 жителей сегодня приходится только одна касса.

Вряд ли в планы парламентариев, разработавших этот очевидно социальный законопроект, входило усложнение для всех граждан процедуры оплаты услуг ЖКХ. Но именно этого можно добиться, принимая столь радикальные решения и пытаясь «вручную» регулировать рыночные механизмы.