Корпоративные школы инженеров

Как синие воротнички становятся немного белыми
PIXABAY

Конкуренция за лучшие кадры, которую ведут между собой российские индустриальные компании, все вернее смещается в область среднего звена – инженерного персонала. Не то чтобы топ-уровень уже неинтересен или достиг совершенства, но он более универсален и адаптивен к новым секторам в случае кадровых ротаций. Рынок руководителей и критерии их отбора более или менее устоялись. Больше проблем «на земле» – с теми людьми, которыми приходится руководить.

Кадры – более острая проблема для российской экономики, чем инвестиции. Проекты часто вязнут не из-за отсутствия ресурсов, а по причине дефицита людей. Проблема не только в базовой подготовке, но и в скорости изменений, которая приводит к быстрой инфляции самых передовых знаний. Отставание российской системы технического образования от реальных запросов бизнеса оценивается в разных секторах как минимум в 5–7 лет.

Создание собственных обучающих центров, максимально интегрированных в практику, стало для индустриальных компаний альтернативой традиционному образованию. Пропорции практики и теории радикально меняются здесь по сравнению с устоявшимся подходом. Новые школы условно можно разделить на два типа – закрытые (только для своих) и открытые (готовые работать с внешними аудиториями). Второй тип, скорее, исключение, но очень важное – например, инженерный центр «Сибура» с его поточным процессом обучения персонала.

Генеральный директор «Сибура» Михаил Карисалов объясняет, что суть образовательного процесса – в изменении роли работника: здесь он одновременно и рабочий, и инженер, и в каком-то смысле предприниматель, отвечающий за финальные результаты бизнеса. Ему важно не только знать свою функцию, но представлять весь процесс производства, включая экономику предприятия. Поэтому в процессе образования происходит демонтаж административных и функциональных «колодцев»: работники различных уровней и специальностей оказываются в одном обучающем пространстве. «Мы видим, что узкопрофильная подготовка по определенной специальности уже не обеспечивает производство квалифицированными кадрами. Поэтому важно развивать навыки и знания по кросс-функциональной траектории, обеспечивать взаимодействие различных функций и уровней управления. В одном учебном классе могут встретиться и машинист предприятия, и главный инженер. Появляется безбарьерная среда для обмена знаниями и практиками», – поясняет Карисалов. Спектр обучения при этом существенно расширяется – от базовых процессов до цифрового моделирования и управления квадрокоптерами.

Открытые образовательные системы могут оказаться более перспективными для бизнеса, чем закрытые. В них появляется синтез различных корпоративных культур, расширяются возможности обмена практиками. Тем более что персонал – материя зыбкая, он в любом случае будет двигаться к той корпоративной среде, которая создаст лучшую мотивацию.