Экосистемы на пути к олигополии

Как их регулировать с пользой для общества и экономики

В то время как «Сбер» шутил про создание собственной парфюмерной линии, Банк России выпустил вполне серьезный доклад «Экосистемы: подход к регулированию». ЦБ, к слову, один из первых в мире финансовых регуляторов, выразивших свое отношение к новому рыночному образованию. О том, что делать с мощными экосистемами, которые охватывают все сферы жизни – от покупки квартиры и ипотечных кредитов до заказа еды и просмотров фильмов, – спорят сейчас во всем мире. С одной стороны, это удобство и технологичность, с другой – колоссальное давление на конкурентную среду, монополизация или в лучшем случае олигополизация многих отраслей.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина отмечала, что экосистемы не должны работать «по закрытому принципу, когда лидеры рынка захватывают в свой периметр все больше данных, а данные становятся главным конкурентным преимуществом». Экосистемы уже сейчас знают о клиенте практически все (прощай, частная жизнь), владея цифровым слепком его привычек, предпочтений, истории действий, местоположений, структуры доходов и расходов, а будут знать еще больше. Это ограничивает запуск новых независимых проектов.

Ответом на этот риск может стать именно «открытость» системы, как и предлагает ЦБ: именно клиент владеет своим профилем и данными и может перемещать их из одной экосистемы в другую. Такие открытые интерфейсы – Open API – дадут больше свобод и прав клиентам, хотя здесь могут быть определенные риски безопасности. Еще один принцип – открытость этих платформ с точки зрения доступа к ним независимых поставщиков. Это модель маркетплейса, в котором разные провайдеры конкурируют по цене и другим параметрам. Сейчас же ключевые экосистемы, как правило, оставляют в периметре собственные сервисы или партнерские, при этом получая львиную долю маржи с них.

Скорее всего, в недалеком будущем мы увидим прямые запреты со стороны антимонопольных органов в России и других странах на сделки по приобретению экосистемами крупных поставщиков услуг или продуктов, а возможно, и принудительное разделение экосистем. В США с 1956 г. введен запрет на нефинансовую деятельность финансовых компаний, поэтому экосистемы там вырастают не из банков, а из бигтехов.

Экосистемы, безусловно, нужно регулировать – с точки зрения защиты и конкурентной среды, и прав клиентов. Но нельзя не учитывать и то, что именно экосистемы становятся крупнейшими инноваторами. К тому же российские экосистемы – это новая основа экспансии. «Яндекс» и «Сбер» имеют все шансы расти не только на российском рынке и не только как IТ-компания и банк. Поэтому регулирование должно быть таким, чтобы российские экосистемы не оказались в худшем положении, чем их международные конкуренты.