Кремль пытается подавить политизацию общества
Власть собирается выиграть выборы, поощряя расколы в оппозицииУголовные дела против глав региональных избиркомов, обвиняемых в фальсификации выборов, которые в марте были возбуждены СК в Пензенской области и Пермском крае (еще одно аналогичное дело идет в Чувашии), могут вызвать недоумение. Борьбой с фальсификациями обычно занимается оппозиция, а власть смотрит на них сквозь пальцы. Но неожиданная суровая щепетильность следствия имеет под собой вполне рациональную основу.
В год выборов российские власти оказались в непростой ситуации. Рейтинги партии власти достигли многолетних минимумов, экономика колеблется между стагнацией и депрессией, недовольство растет. Однако позволить себе даже относительное электоральное поражение администрация не может. Это прекрасно понимают ее противники в рядах оппозиции.
Нагнетая противостояние, оппозиционеры стремятся к политизации общества, которая, в свою очередь, должна вылиться в протестное голосование. «Умное голосование» превращает системную и внесистемную оппозиции в сообщающиеся сосуды. Наблюдатели либо не допускают фальсификаций (чиновники из-за опасений огласки не идут на такой риск), либо позволяют оппозиционерам ловить власть за руку, чтобы выводить сторонников на протесты.
Кремлевские политтехнологи, кажется, определились: они пытаются подавить начавшуюся политизацию общества. Главным инструментом становятся постоянные расколы, интриги и коллаборации в среде оппозиции. Можно назвать это «тактикой нагнетания вони»: оппозиция становится в глазах обывателей настолько скандальной, что с ней обычный человек не хочет иметь дела. Так, например, под давлением власти растут противоречия в КПРФ. Геннадий Зюганов публично угрожает лидеру московских коммунистов Валерию Рашкину санкциями за флирт с Навальным. Рашкин исключает двух наибольших радикалов из фракции в Мосгордуме. Последние обвиняют его в соглашательстве с властью. На минувшей неделе «вони» добавило решение Максима Шевченко стать лидером спойлерской Партии свободы и справедливости и бросить вызов коммунистам в одном из московских округов.
Подобные скандалы создают атмосферу уныния, раскалывают и деморализуют актив оппозиции и помогают властям «сушить явку». В день голосования низкая активность избирателей позволит «Единой России» победить за счет административно мобилизованных бюджетников, чиновников и силовиков без масштабных вбросов. «Нагнетание вони» подорвет и уличную мобилизацию несогласных, оставив их без поддержки деморализованных избирателей.
Ну а чтобы лишить оппозицию козыря в виде свидетельств фальсификаций голосования, власть как раз и посылает сигналы региональным элитам, которые могут ретиво «накидать» бюллетени в борьбе за электоральные рекорды. Так, говорит она им, делать не надо.