Конец «вакцинной надежды»

Пропаганда «полного уничтожения COVID-19» сменилась обещанием более легкого протекания инфекции у вакцинированных

Новый взлет регистрируемых случаев COVID-19 в странах, где число привитых перевалило за 60%, – а это происходит повсеместно – ставит под сомнение «вакцинную надежду» на прекращение пандемии и заставляет элиты этих стран поменять риторику, связанную с этой надеждой. Но в отличие от прошлых волн пандемии изменение риторики не влечет за собой изменение политики и ужесточения ограничительных мер. 

Расчеты на вакцинацию, обещавшую скорое спасение от COVID-19, не спешат оправдываться. Еще в декабре главный инфекционист США Энтони Фаучи утверждал, что если привьется 75–80% населения, то «к концу II квартала следующего года пандемия в том виде, в котором мы ее знаем, станет неопасной». Сейчас, полгода спустя, он активно выступает за возвращение масочного режима для всех, включая привитых. Элиты продолжают лавировать между ковид-лоялистами и ковид-скептиками, все больше склоняясь к тактике «декоративных мер»: заболеваемость заболеваемостью, но и продолжать держать бизнес и границы закрытыми невозможно. 

Что мы имеем на конец июля 2021 г.? Из развитых стран пандемией все еще обеспокоена разве что Новая Зеландия, в которой среднее число случаев возросло до «драматичных» семи случаев в сутки. Как заявила премьер-министр страны Джасинда Ардерн, «после 9 сентября наши границы изменились навсегда – и наши границы, вероятно, навсегда изменятся в результате COVID-19». Остальные страны массово отказываются от ограничений, несмотря на всплеск числа случаев коронавируса. Великобритания, где 69,5% граждан на тот момент получили по крайней мере одну дозу вакцины, отменила практически все ограничения с 19 июля. В тот день было зарегистрировано 39 500 заболевших, и после этого число заразившихся только продолжало расти. В Нидерландах власти поспешили отменить все меры на спаде волны в конце июня (в стране было 57% вакцинированных на тот момент), и за несколько дней заболеваемость почти достигла декабрьского рекорда. 

Правительство принесло извинения и установило символические ограничения: на спортивных мероприятиях теперь нужно соблюдать дистанцию 1,5 м, бары и рестораны могут работать только с 6 часов утра до полуночи, а вот маски в помещениях по-прежнему можно не носить. От закрытия пострадали только ночные клубы, став символом заботы о здоровье граждан. Аналогичная ситуация сложилась в Греции, отменившей ограничения в конце июня: в ответ на взлет заболеваемости до прежнего рекорда был введен комендантский час с 1 часа ночи до 6 утра. 

Такой же комендантский час был установлен, например, в туристических регионах Испании. Это не спасает от депрессивных настроений: плановая медпомощь в районах с наибольшим ростом случаев снова отложена до лучших времен из-за угрозы перегрузки системы здравоохранения, а туризм и индустрия развлечений в тоске и меланхолии. Даже если путешественники, воспользовавшись снятыми ограничениями, посетят страну, это не гарантирует им безоблачного отпуска: «приезжайте в Чернобыль, и вы будете поражены».

На этом этапе – как следствие ввода в обращение новой конструкции «прививка не помогает от заражения, прививка защищает от тяжелого течения» – защита от COVID-19 делегируется самим гражданам. Когда страны массово отменяют ограничения, ношение масок и соблюдение социального дистанцирования становятся делом рекомендуемым, но не обязательным. В Великобритании ношение масок никак не регламентируется, хотя правительство и «ожидает», что их будут использовать в общественных местах. 

Транспортные службы и магазины будут в индивидуальном порядке решать, устанавливать ли ограничения, рискуя оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами, которые решили их не вводить. В Москве мэрия предоставила право рестораторам самим определять статус своего заведения – «свободно от ковида», зато с сертификатами и QR-кодами, или без QR-кодов, но с сохранением ограничений. В Каталонии ряд медицинских организаций опубликовали рекомендации, которые очень напоминают прошлогодние: максимально сократите число контактов с людьми и поездки, носите маску в общественных местах, и это пожелание общественников. 

Таким же «индивидуальным» методом борьбы становится вакцинация. Пропаганда «полного уничтожения COVID-19» под давлением фактов сменилась обещанием более легкого протекания инфекции у вакцинированных и снижения рисков передачи заболевания. Вакцинируйтесь – и вы спасете уже не человечество от эпидемии, а себя от ИВЛ. Акцент на вакцинацию также создает спрос на многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что три дозы вакцины – в западной формулировке и «ревакцинация» – в нашей – защищают от COVID-19 лучше, чем две. Возможно, если все получат тройную дозу, это позволит приблизить конец пандемии? Может, да, а может, и нет. 

Но это совершенно не важно. Ведь исход этой битвы, как и многих других до нее, решил экономический фактор. Полтора года ограничений, работающих не в полную силу предприятий и закрытых границ показали, что продолжение локдауна может стать фатальным. «Восстановление цепочек поставок» превращается в идею фикс развитых экономик, а оно невозможно без минимизации ограничений. Хотя снятие ограничений зачастую не идет на пользу популярности политических элит среди ковид-лоялистов, которые преобладают в большинстве развитых стран, они вынуждены делать выбор между ситуативным рейтинговым преимуществом сейчас и долговременной экономической стабильностью позднее. 

Ситуация пришла к удивительному пату, когда и вводить, и отменять ковид-меры является одинаково опасно с точки зрения рейтинга властей и доверия к государственным институтам в целом. Как ни удивительно, спасение – в цикличном характере эпидемии. За подъемом следует неизбежный спад. И этот спад окажется возможным приписать усилиям властей, эффективности прививок/масок/локдаунов/надомной работы/QR-кодов (ненужное подчеркнуть). 

По этому сценарию уже развивались события, например, в Индии, Бразилии и на Украине, где после резкого подъема весной и в начале лета наметилось снижение. Отнюдь не окончательное, о чем говорит резкий всплеск заболеваемости в Бразилии 23 июля, но общая картина пока позволяет заявлять об успехе принятых мер, которых в этих странах и не было. И это даст возможность властям получить передышку до осеннего эпидемического подъема.