Отчего дроны не летают за пиццей?

Что отделяет нас от широкого внедрения беспилотников в торговлю
Максим Стулов / Ведомости

В фильмах про будущее нам показывают жизнь с роботизированными сервисами: беспилотные такси, роботы-официанты и доставка продуктов из магазина дронами. Местами такое будущее уже наступило: беспилотные такси уже тестируются в нескольких городах России, грузовые беспилотники в ближайшее время начнут курсировать между Москвой и Петербургом. Но вот когда квадрокоптеры заменят курьеров, разносящих еду, мы пока не знаем. Более того, мы пока не знаем, нужен ли нам такой сервис на самом деле.

Сейчас беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в основном используют для фото- и видеосъемки, мониторинга сельхозугодий, строительных и промышленных объектов, лесов и т. д. Их начинают задействовать для доставки грузов в опасные и труднодоступные места: на военные территории, в шахты, на объекты, которые находятся на воде. Использование дронов в этих случаях исключает угрозу для жизни курьеров, а также ускоряет саму доставку.

Эпоха массового применения дронов начнется тогда, когда они начнут доставлять мелкие заказы – пиццу, букеты, лекарства и разные мелочи.

Все мы знаем про нормативно-правовые ограничения: в условиях города оператор не должен упускать дрон из поля зрения. Но, даже если все запреты снимут завтра, организаторы доставки дронами столкнутся с рядом пока не решенных технических вопросов. Например, как дрон будет доставлять товар в конкретную квартиру? Он может приземлиться на территории частного дома – но как быть с многоквартирными жилыми комплексами? Стучать в окно? Вряд ли это всем понравится.

Для массовой доставки нужна подготовленная инфраструктура. Это могут быть оборудованные на крышах домов площадки для сброса груза, а дальше уже надо думать, как доставлять его до квартиры.

Нужно создавать дома с интернетом вещей, чтобы роботы взаимодействовали с дверью подъезда, лифтами. Возможно, наземные, особенно шагающие, роботы быстрее освоят профессию курьера. Есть уже роботы-собаки, способные подниматься по лестницам. Но в производстве они пока очень дороги.

Чтобы полеты дронов были беспрерывными и БПЛА доставляли товар без опозданий, нужны отдельные воздушные коридоры.

Есть и социальные барьеры, обусловленные восприятием обществом новых технологий. Наверное, не всем будет приятно, что над головой постоянно летают шумные дроны, которые к тому же могут упасть на голову. Звук нашего беспилотника вертикального взлета и посадки VTOL похож на очень громкую газонокосилку. А представьте, что таких в небе будет много! К тому же встает вопрос приватности – ведь дроны могут летать над частными территориями, что-то снимать.

Немаловажный аспект – обеспечение безопасности самих дронов. Чтобы их не перехватили злоумышленники, не украли ценный груз, который они доставляют, чтобы они правильно идентифицировали конечную точку маршрута, нужны надежные защищенные каналы связи. И много усилий разработчиков направлено в эту сторону.

Несмотря на обширный список вопросов, которые еще предстоит решить, в целом развитие БПЛА и внедрение их в нашу жизнь – перспективное и полезное направление. И я думаю, что на горизонте 10 лет мы увидим роботизированные склады, которые будут автономно находить заказ и загружать в беспилотник, который доставит его до нашей двери.