Что ждет российскую фитнес-индустрию
Тренажеры не пропадут, и популярные тренировочные программы не исчезнутСпрос на фитнес растет во всем мире. Об этом красноречиво говорят цифры, хотя пандемия, конечно, внесла в это развитие большие коррективы. Согласно годовому отчету IHRSA (Международная фитнес-ассоциация), в 2019 г. во всем мире доход отрасли составил $96,7 млрд, что на $2,7 млрд больше, чем в 2018 г. В России, по оценкам Ассоциации операторов фитнес-индустрии, до марта 2020 г. функционировало более 13 000 фитнес-объектов, индустрия обслуживала примерно 7 млн граждан, а объем выручки составлял 167 млрд руб. По итогам 2020 г. индустрия потеряла 25% игроков и около 40% валовой выручки. В 2021 г. спрос на услуги понемногу восстанавливался.
Очевидно, что сейчас покупательная способность снизится – примерно на 10–20%. Люди перестанут покупать длинные абонементы и дополнительные услуги, заказывать персональные тренировки. Соответственно, начнут сокращать мелкие опции и сами клубы. Получше будет обстоять дело в премиум- и люкс-сегменте, здесь экономить на комфорте клиентов не имеет смысла, но абонементы тоже поднимутся в цене.
Вырастут затраты у клубов: при том что большая часть расходов в рублях, к курсу валюты привязаны определенное мелкое оборудование и тренажеры. Конечно, есть российские производители: Foreman, Larsen, Ferrum, ARMS, RT-Sport, MB-Barbell и др. Например, компания Foreman имеет завод под Санкт-Петербургом (раньше они делали акцент на силовом оборудовании, но сейчас запускают и кардиолинейку), ARMS – завод на Урале, Larsen – в Уфе. Можно искать альтернативы на азиатском рынке. Но хочется верить, что какой-то канал получения американского и европейского оборудования все-таки будет найден. По части оборудования не возникнет колоссальных проблем, совсем без тренажеров клубы не останутся, но цены будут расти.
Что касается тренировочно-программного обеспечения, клиентам беспокоиться не о чем. Крупнейший в мире создатель и поставщик групповых фитнес-программ – новозеландская компания Les Mills пока никаких запретов на их использование в России не ввела. Ее тренировки широко используют во многих отечественных фитнес-сетях. Такие популярные и известные любителям фитнеса групповые тренировки, как Body Pump, Body Combat, Body Balance, – это их продукты. Есть и другие иностранные поставщики программ, например Animal Gymnastics или Kangoo Jumps. С ними тоже пока никаких проблем из-за санкций не возникало.
Если иностранные компании будут отзывать свои программы, клубы найдут выход: у многих сильная профессиональная тренерская база, на чей опыт вполне можно рассчитывать, будут разрабатывать авторские тренировки. Индустрия ожидает и новые кадры, приток людей из других отраслей, которых можно будет переобучить – система обучения в стране хорошая.
Сейчас для фитнес-бизнеса очень важна поддержка арендодателей, ведь 20–30% затрат – это аренда. Поэтому будет особенно важен профессиональный подход к выбору локации. Например, более высокая проходимость в течение дня и спрос на услуги наблюдается в фитнес-клубах, расположенных в жилых комплексах. Еще важнее, чем раньше, правильно организовать пространство клуба, грамотно зонировать, чтобы вместить максимум тренировочных возможностей на ограниченной площади клуба: тренажерную зону, зону свободных весов, кардиозону, залы групповых программ, боксерские ринги. Слишком большие фитнес-клубы не будут окупаться и уйдут в минус.
Открытие клубов в Европе будет идти не так быстро, как раньше, но прямых ограничений и запретов пока, по крайней мере, нет. Да, фитнес-индустрию ждут сложные времена, но она определенно будет жить.