Импортозамещение не главный вызов для ЖКХ

Основная проблема, с которой нужно бороться, – консервативность отрасли и низкий уровень цифровизации
Основная проблема, с которой нужно бороться, – консервативность отрасли и низкий уровень цифровизации / Андрей Гордеев / Ведомости

Вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, – тема остросоциальная. Дома не молодеют, управляющие компании не всегда эффективно реагируют на запросы жителей, жалобы копятся, а тарифы растут. Это лишь верхушка айсберга, которую видят жители, забывая, что сфера ЖКХ такой же бизнес, как и все остальные.

Не так давно Минстрой опубликовал стратегию по развитию строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г. и прогнозы до 2035 г. Документ предполагает ряд шагов, нацеленных на то, чтобы сделать отрасль ЖКХ более понятной и современной, привлечь на рынок новых игроков и показать, что это настоящий бизнес.

Конечно, достижение заложенных в стратегии целей в поставленные сроки теперь может оказаться под вопросом – из-за текущей экономической нестабильности. Тем не менее не все так однозначно.

Да, из-за скачков курса практически все подрядчики, работающие в области ЖКХ, сегодня поднимают цены на свои услуги, а инженерные компании, опасаясь дефицита запчастей для различного оборудования (например, лифтов), делают запасы расходников. Сложности возникают и с различными зарубежными IT-системами, которые сегодня нет возможности ни заказать, ни оплатить.

Но вот, например, со всем, что касается умного дома, особых трудностей не возникает и, по идее, не возникнет, так как на рынке в основном используется российское программное обеспечение, а аппаратные компоненты закупаются в Китае, из которого поставки не прекращались. То есть со счетчиками, датчиками и домофонами проблем не будет.

На самом деле импортозамещение не главный вызов, стоящий перед сферой ЖКХ. Основная проблема, с которой нужно бороться, – консервативность отрасли и низкий уровень цифровизации. Реальность такова, что нынешние управляющие компании зачастую используют устаревшие методы, они не понимают, как снижать затраты, не знают, какие инструменты использовать, чтобы повысить эффективность работы, не хотят внедрять новые технологии и не умеют понятно объяснить жителям, куда уходят деньги, собранные на содержание.

Согласно стратегии Минстроя, с проблемой предполагается бороться при помощи цифровых технологий и привлечения к управлению на конкурсной основе профессиональных частных управляющих компаний. Также государство предполагает создавать и развивать областные управляющие компании, которые будут принадлежать отдельным регионам. Министерство заявляет, что монополизации с его стороны не будет и этим организациям передадут только дома от нерадивых управляющих компаний и жилой фонд, который вообще никакой управляющей компанией не обслуживается.

Еще один важный вопрос, стоящий на повестке, – тарифы. Сейчас в большинстве городов действует муниципальный «размер платы за содержание жилья», который определяется мэром, – он устанавливается для домов, где жители не определили свой индивидуальный тариф. Так происходит, когда управляющая компания или ТСЖ не смогли предложить обоснованную плату и провести голосование жителей. В таком случае обслуживание происходит по усредненной городской цене. Из этого выходит, что старая девятиэтажка, где из инженерии только лифты и освещение подъезда, и новостройка, где есть телеметрия, циркуляционные насосы и теплообменники, будут обслуживаться за одни и те же деньги. Из-за неверных тарифов какие-то из систем в новостройках не обслуживаются или обслуживаются плохо.

У каждого дома должен быть свой уникальный тариф. Для его расчета современные управляющие компании уже применяют инструменты вроде «Калькулятора тарифа», позволяющего правильно посчитать, во сколько реально обойдется обслуживание того или иного дома. Правда, таких компаний в масштабах большой страны очень мало – для того чтобы их стало больше, нужно создавать единую систему управления всеми взаимоотношениями.

То есть должна появиться удобная платформа, которая свяжет все важные сервисы и позволит компаниям выстраивать бизнес-процессы на объективных данных, например, видеть, кто из подрядчиков перегружен, кто все время опаздывает и делает работы меньше, чем другие.

Но так уж сложилось, что отрасль ЖКХ в России всегда была очень консервативной, до сих пор большое количество специалистов ведут дела на бумаге, а многие не умеют пользоваться компьютером или в лучшем случае работают с таблицами Excel. В результате мы имеем очень низкий уровень цифровизации ЖКХ, но так дальше продолжаться не может.

Как бы отрасль ни сопротивлялась, цифровые инструменты уже внедряются, и их будет все больше. Среди технологических нововведений, например, можно выделить онлайн-голосования на «Госуслугах», вовлекающие жителей в процесс управления своим домом. Новый формат, несомненно, заставит управляющие компании развивать свой сервис, быть максимально открытыми и слушать людей. Иначе через то же самое онлайн-голосование жители легко поменяют одну управляющую компанию на другую.

Постепенно приходит в дома и интернет вещей. Умный домофон с доступом в приложение, датчики протечек в подвале и программы для анализа данных и управления стоят недорого, но помогают существенно изменить работу управляющих компаний и качество жизни в самых разных домах, в том числе и старых.

Улучшение качества жизни – это вообще самый важный вопрос и основная цель деятельности структур ЖКХ. И в связи с этим нельзя не затронуть тему капитального ремонта.

Сегодня все жители ежемесячно платят за будущий капремонт дома. Размер этой платы в разных регионах определяется по-разному. Может случиться так, что через 20 лет, когда придет время его делать, скорее всего, суммы, накопленной одним многоквартирным домом, будет недостаточно для выполнения комплекса работ. К тому же не стоит забывать про инфляцию, которая съест часть накопленных средств. Решить проблему можно, если Минстрой будет развивать субсидирование процентов по кредитам на капремонт по аналогии с субсидированием ипотеки и привлекать заемное финансирование, которое было бы выгодно и банкам, и людям. Словом, сделает так, чтобы жители могли получать ремонт уже сейчас и по текущим ценам, а потом расплачиваться за него в течение нескольких лет, владея квартирой в современном доме. Хочется верить, что подобная инициатива будет принята, так как она действительно позволила бы улучшить жизнь многих россиян «здесь и сейчас» и привела бы к появлению большого количества подрядчиков из малого бизнеса. Ведь если подумать, то около 70% домов в стране были построены до 1990-го года и именно в них живет большинство людей, а значит, нормальная реновация должна быть запущена уже сейчас.