Дистанционное образование находит точки роста

Как сфера EdTech адаптируется к новой реальности

По данным аналитической компании HolonIQ, глобальный рынок EdTech достигнет $10 трлн к 2030 г. Идеальные условия для быстрого скачка этой индустрии создала пандемия.

Отечественный рынок образовательных услуг невелик по сравнению с мировой индустрией. Наши образовательные площадки конкурируют всего за 1–2% взрослых россиян – это около 1 млн человек. Сейчас российский рынок перешел в стадию временного спада. Игроки рынка говорят, что основные продажи сейчас повторные и падение отмечено даже в самом растущем направлении – обучении IT-профессиям. В b2b-сегменте тоже сложилась достаточно сложная картина. Но, кажется, есть и точки роста.

Экспортный вариант

Из-за экономической ситуации многие игроки активно пытаются выходить на международную арену. Если раньше мы наблюдали лишь осторожные шаги в этом направлении, то сейчас множество компаний буквально бросились туда, меняя политику продвижения, развития и перенаправляя ресурсы. Кто-то пытается стереть в этом походе «за три моря» любые упоминания о своих российских корнях из собственных этических соображений. А для кого-то такой выход является лишь частью диверсификации портфелей – попыткой освоить новые рынки и подключить финансовые потоки извне при внутреннем дефиците денежных пополнений.

Мы оцениваем уменьшение количества заказчиков образовательного контента в РФ в 60%. В основном речь об иностранных брендах, которые ранее заказывали онлайн-контент и продакшн, а сейчас покинули российский рынок. Корпоративные клиенты внутри страны тоже не спешат покупать образовательные продукты, так как находятся в режиме разумной экономии.

Исключение – компании-гиганты, как, например, группа компаний «Сбер», РЖД, госкорпорация «Росатом», у которых налажен процесс непрерывного обучения сотрудников, работает активно кадровый резерв, а остановка в обучающих процессах может повлиять на снижение качества выдаваемого компанией продукта.

Своевременный госзаказ

В такой ситуации приоритетным клиентом становится государство, которое и за пандемийные два года, и сейчас, в последние месяцы, активно декларирует свою активную позицию и принимает решения по финансированию образовательной отрасли, особенно в части создания качественного контента.

В 115 российских университетах созданы «цифровые кафедры», заявляет правительство России, и в их рамках с сентября этого года запускаются 300 образовательных программ, в создании которых могут проявить себя игроки EdTech-рынка. Помимо этого государство запускает программы регулирования качества продукта. Серьезная проверка контента сейчас касается школьного образования, но со временем, мы предполагаем, расширится на образование и переподготовку для взрослых. С одной стороны, это может повлиять на число игроков рынка – из обоймы выпадут компании, репутация и работа которых не смогут соответствовать высоким требованиям, но с другой – это повысит общую планку качества выпускаемого продукта. Поэтому технологичные компании и стартапы в России могут быть сейчас заинтересованы в наборе в свои команды специалистов с высоким профессиональным рейтингом, чтобы выдавать продукт нужного уровня, который необходим госзаказчику.

Влияют на ситуацию в отрасли и внутренние кадровые перестановки. Атмосфера в цеху технологичных компаний и стартапов серьезно изменилась. Российский EdTech, как и международный в целом, не строился раньше на географических или политических принципах. Партнеры спокойно могли работать над проектами из самых разных стран. Сейчас наблюдается отток иностранных субподрядчиков из российских проектов, да и внутри страны есть специалисты, которые отказываются от предложений, в которых может присутствовать актуальный идеологический контент или заказчик не подходит им по этическим соображениям. Можно сказать, что происходит пересборка команд – водораздел проходит по основным геополитическим вопросам.

Когда заказчик – государство

Нужно отметить и тренд на консолидацию усилий. В кризисные времена всегда более эффективно действуют те, кто умеет объединяться. Принимая тот факт, что стейкхолдером больших образовательных программ внутри страны становится правительство, нужно помнить, что госпроекты – это всегда комплексная история. Государство не концентрируется на производстве одного курса по биологии, машиностроению или Data Science. Речь идет о проектах, отражающих глобальные смыслы и стремления заказчика. Это значит, что необходимы и контент-команды, и маркетинг, и IT-разработка, при этом все элементы программы должны быть согласованы между собой и обязаны вписываться в общую рамку проекта. Компаний, которые способны делать все и сразу, крайне мало, поэтому сейчас наблюдается появление новых коопераций внутри отрасли. Многие игроки участвуют в масштабных проектах 3–4 партнерскими компаниями. Думаю, сейчас это самая выигрышная стратегия, чтобы вести борьбу за большие контракты.

Стоит понимать, что в госсекторе не работает классическая маркетинговая воронка и нужны особые подходы к заказчику. Очень важно высокое качество конечного продукта, поэтому решающими факторами, влияющими на возможность получения контракта, становятся репутация и опыт технологической компании, умение внимательно и четко оформлять все сопровождающие документы. B2g-сотрудничество требует определенных усилий и сосредоточенности. Те EdTech-компании, которые его выбирают, могут получить не только стабильное финансирование, но и возможность влиять на жизнь большого количества людей. Например, только в рамках федерального проекта «Содействие занятости» повысить квалификацию и востребованность на рынке труда помогли более чем 8000 человек из 85 регионов страны – свыше 4500 из них смогли трудоустроиться.

Наибольшие шансы на успех будут иметь те EdTech-компании, которые помогут людям находить новую работу, открывать свое дело, дадут новые навыки для нового мира. Понимание, что результаты вашей работы помогут в актуализации знаний и навыков и повлияют на доступность новых профессий, становится фактором, нивелирующим трудности взаимодействия с госсектором.