Некуда бежать, или Достоинства патриархальных обществ

Они защищают своих участников от попытки государства установить политическое безумие
Иногда государство способно менять бесчеловечный общественный уклад, если, конечно, президент – мужественный человек, а суд, решающий конституционные вопросы, – не декорация

У патриархального, традиционного общества, которое устраивает свадьбы между седеющими офицерами и безгласными невестами, бывают свои достоинства. Прогрессисты их не видят, но достоинства эти вполне реальны. Такое общество позволяет своим участникам жить в предсказуемой, если даже не вполне свободной атмосфере и защищает их от куда большей (по мнению местных консерваторов) беды – попытки государства установить никому не понятные правила, разрушить семьи и сложившиеся столетиями отношения, установить политическое безумие. В XXI в. у человека есть все основания бояться государства вообще, а московского – в частности, и ради защиты и поддержки прощать своему окружению некоторый социальный архаизм.

У государства тоже есть свои достоинства, хотя увидеть их можно очень редко. Даже анархист изредка готов это признать, глядя на фотографию из города Литтл-Рок в американском Арканзасе 24 сентября 1957 г.: несколько военных сопровождают черных подростков в школу на фоне возмущенной демонстрации белых людей, настаивающих на сегрегации. Военных – из 101-й воздушно-десантной дивизии США – послал президент, генерал Дуайт Эйзенхауэр, чтобы защитить решение Верховного суда, назвавшего сегрегацию незаконной. Без вооруженной охраны школьники не дошли бы до класса. Иногда государство способно менять бесчеловечный общественный уклад, если, конечно, президент – мужественный человек, а суд, решающий конституционные вопросы, – не декорация.

Даже у прогрессистов есть свои достоинства. Они побаиваются традиционного общества и традиционной семьи и поднимают шум, обращая внимание на самые вопиющие случаи социальной несправедливости, бытового насилия и провинциального бесправия. Иногда их возмущение настолько сильно, что судьи Верховного суда, президенты и армейские офицеры вынуждены вмешаться в происходящее. Тогда сложившиеся обычаи отступают.

Недавняя громкая свадьба в Чечне, конечно, не была «традиционной». Руководитель РОВД в республике – не защитник традиций (иначе обошелся бы без телекамер), а как раз проводник государственного безумия, и его безнаказанность происходит именно от этого. На его месте вполне мог бы оказаться коллега из Саратова или Иркутска – должность говорит куда больше, чем региональные особенности характера. Сама ситуация тоже легко могла бы случиться в Саратове и Иркутске и не вызвать большого резонанса. Как будто руководители районных отделений полиции там лучше, а население полноправнее, чем в Чечне, – и как будто местные жители (даже прогрессисты) менее терпимы к бытовому насилию по отношению к женщинам. Широко распубликованный случай несправедливости нельзя подымать на щит, после того как тысячи аналогичных случаев остались незамеченными.

Российское государство не вмешалось, потому что вообще никогда не встает на сторону слабых и чуть ли не гордится этим своим свойством. В следующий раз оно тоже не вмешается, и очередному человеку, у которого отбирают имущество, счастье или жизнь, будет некуда бежать и негде искать справедливости. Ни в семье, ни в общественных организациях, ни в суде. Это и правда становится традицией, и не только в Чечне.

Автор – редактор журнала РБК