Чем плоха спортивная технократия

Константин Симонов об универсальных проблемах технократов
Мутко на самом деле не так уж и далек от образа технократа, пусть и не очень молодого: результат-то как раз был

В истории с допингом и Олимпиадой весьма удивительной оказалась фраза Владимира Путина, что тут все же есть часть нашей вины. Это оставляет надежду на откровенный разговор о ситуации в спорте. И дело, понятно, вовсе не в Виталии Мутко – мы привыкли причину всех бед искать в одном плохом начальнике. Мутко на самом деле не так уж и далек от образа технократа (пусть и не слишком молодого), которым сейчас так увлечена администрация президента. Ведь для технократа что главное? Решить поставленную задачу. А результат-то как раз был. Первое место по медалям в Сочи мы получили. Чемпионат мира в России вот-вот начнется. Ну а методы технократа волновать не должны. Самое грустное, что если бы в мире была обстановка попроще, то история с Сочи вполне могла бы и не всплыть.

Когда новый губернатор-технократ приезжает в регион с намеком, что его вернут в центр после первых успехов, он начнет их генерировать. А потом, когда уедет, издержки таких технологий всплывут, но это будет волновать только местных жителей. То же и в спорте. Возьмем футбол. Наверное, на чемпионате мы все же выйдем из группы – что можно подать как грандиозный успех (на чемпионатах мира такого не было аж с 1986 г.!). Другое дело, что достигнут он будет как раз технологически: получили чемпионат – и как организаторы попали в первую корзину с легким жребием.

При этом в самом футболе ситуация очень тяжелая. Никого не должны удивлять результаты наших сборной и клубов в Европе – при том что в горящих 7:0-клубах ключевые позиции занимают легионеры. Ни один российский гражданин не занимает заметного места ни в одном элитном европейском клубе. А единичные легионеры в основном начинали карьеру на Западе, а не были проданы из российского клуба. Очевидно, что кризис в футболе рождается на низовом уровне. И причины его банальны: то, что называется бытовой коррупцией, а также другие махинации, нацеленные все на тот же быстрый результат. Тренеру нужны победы – и начинаются махинации с возрастом детей, вымогательство денег у родителей за попадание в основной состав, чтобы быстрее оказаться на виду у скаутов. Это конвейер, нацеленный не на подготовку и шлифовку талантов, а на выманивание денег. И если мы видим это в обычных школах, почему в спортивных должно быть по-другому? Там как раз все масштабнее, потому что на кону другие деньги.

Да это не только в футболе. 11 февраля 2017 г. после тренировки в Подольске погиб хоккеист 2003 г. р. Илья Солнышкин. Спортивная пресса писала, что его могли избить товарищи по команде, которым он портил статистику. Говорили, что в юношеском хоккее это повсеместное явление. Но никаких выводов сделано не было. Так что на Олимпиаду надо точно ехать. Через пару циклов уже и приличной сборной можем не собрать.