Президент эпохи большого футбола

Неправда, что все происходящее в стране и со страной – результат деятельности лидера
Фамилии политиков – это всего лишь маркеры для разных лет, свойство среды, но никак не начало и конец великих достижений

Тут я столкнулся с неожиданностью. Мне всегда казалось, что я хорошо понимаю своих читателей – этой колонки, блога в ЖЖ, Facebook. И вдруг оказалось, что есть тема, которая меня с моими читателями разделяет. Моя позиция, если судить по комментариям и количеству лайков, разделяется ничтожным меньшинством тех, кто годами читает мои колонки.

Тема эта – чемпионат мира по футболу, который пройдет летом в 11 российских городах. На который в России уже продано больше миллиона билетов, который привезет в страну лучших футболистов – тех самых, кого болельщик может увидеть живьем один раз за целую жизнь, – и сотни тысяч туристов со всего мира. Ради которого построены новые стадионы, дороги и аэропорты.

Оказывается, чемпионат мира плох тем, что Владимир Путин использует его для демонстрации того, как все хорошо. Чтобы было понятно – я никогда не голосовал за Путина, на выборах 2012 г. участвовал в кампании Михаила Прохорова (и считаю задним числом: жаль, что он не выиграл) и написал, наверное, пару сотен текстов, критикуя президентскую политику. И я согласен, что успех чемпионата мира, к проведению которого Путин приложил немало усилий, улучшит его образ. И что? Это вовсе не означает, что успех чемпионата мира – это успех лично Путина, а не всей страны. Любое выдающееся достижение гражданина страны можно приписать лидеру страну, и я понимаю, почему лидер хочет это сделать, но почему это должны делать мы? Это совершенно неправда, что все, что происходит в стране и со страной, результат деятельности лидера. По этой порочной логике, выдающиеся ученые, инженеры, артисты, композиторы, поэты становятся «столпами режима» просто потому, что их великие достижения пришлись на время, когда какой-то политик находился у власти.

Что, кто-то сейчас может назвать имя премьер-министра в год, когда Пахомова и Горшков танцевали «Кумпарситу»? Председателя президиума Верховного совета? И то же самое можно сказать про другие выдающиеся достижения ХХ в. Кто был премьером, когда Колмогоров опубликовал «Основы теории вероятности»? Когда Леонов вышел в открытый космос? Когда Константинов создал первую московскую матшколу? Когда Малевич написал «Черный квадрат»? Когда Бахтин закончил книгу про творчество Франсуа Рабле? А Шостакович – Четвертую симфонию? Тарковский – «Андрея Рублева»? Кто там был главой государства, когда Яшин защищал ворота от Эйсебио, а Блохин обыгрывал Беккенбауэра? (Разминочный вопрос: кто был президентом, когда Аршавин с Торбинским вывели Россию в полуфинал чемпионата Европы?)

Фамилии политиков – это всего лишь маркеры для разных лет, свойство среды, но никак не начало и конец великих достижений. Мы помним имена министров и царей, потому что в их эпоху жили Пушкин, Ландау, Кандинский, Гагарин, Солженицын, Никулин, Стрельцов, а не наоборот. Чемпионат мира по футболу будет прекрасным событием, и, может быть, благодаря ему потомки запомнят имя политика, в президентство которого это произошло.

Автор — профессор Чикагского университета и НУ ВШЭ