Зачем «Единой России» праймериз для миллионов

Открытые праймериз – способ не столько отобрать кандидатов на выборы, сколько провести проверку мобилизации избирателей
Выборы в России сегодня – это расширенный вариант праймериз Единой России, просто в бюллетене больше фамилий

В минувшие выходные в нескольких регионах России прошли открытые праймериз «Единой России», по итогам которых партия должна определиться с кандидатами на осенних выборах. Если верить организаторам, то в 28 регионах страны в них приняли участие 2,8 млн избирателей.

Сложно поверить, что в свой законный выходной день миллионы людей приняли участие в этом мероприятии исключительно в силу глубокой вовлеченности в партийную жизнь «Единой России». Скорее процент принявших участие в праймериз избирателей можно трактовать как показатель уровня контроля местных элит за населением на своих территориях. Контроль в данном случае надо понимать вполне предметно – как способность мобилизовать людей для участия в очередном политическом мероприятии. Поэтому итоговые цифры вполне впечатляющие: даже заявленное число участников гарантирует «Единой России» сохранение большинства во всех местных органах власти – если этих же людей привести на участки во время запланированных осенью выборов.

Местные выборы все менее интересны избирателям: звезды в них не участвуют, интриги никакой нет – конкуренция за посты муниципальных и региональных депутатов в большинстве случаев носит внутривидовой характер и далекому от конфликтов внутри местных элит гражданину часто вообще сложно понять, чем один кандидат отличается от другого, кто все эти люди и зачем они ему нужны. Тем не менее других способов легитимизировать самих себя у правящих элит нет, поэтому выборы надо как-то проводить, а значит, решающее значение приобретают не агитационные, а именно мобилизационные технологии, позволяющие компенсировать падение интереса к электоральным процедурам и даже воспользоваться им в своих целях. В условиях традиционно невысокой явки на муниципальные выборы даже 100 000 управляемых избирателей (а именно столько в среднем приняло участие в праймериз в каждом регионе) в городе-миллионнике гарантируют победу в большинстве округов нужных людей. Следовательно, все, что нужно для сохранения политического доминирования, – это в постоянном режиме держать «под ружьем» этих людей, максимально «сушить» явку и отсекать от участия в выборах любые силы, способные привести на участки сколько-нибудь значительное число избирателей.

Выборы в России сегодня – это расширенный вариант праймериз «Единой России», просто в бюллетене больше фамилий и кроме мобилизованного властью электората на участки по старой памяти самостоятельно приходит некоторое количество граждан. Но общей ситуации эти вольноопределяющиеся избиратели изменить уже не могут, и потому в большинстве случаев тихо и без сюрпризов побеждают те, на кого сделала ставку власть.

Как кажется, смена парадигмы окончательно произошла в ходе подготовки к президентским выборам. Всех, кого можно было заставить прийти на участки, – заставили, всех, кого можно было уговорить, – уговорили, всех, до кого можно было дойти с просьбой, – попросили. Этот титанический труд выявил две категории граждан, живущих в нашей стране, – тех, на мобилизацию которых приходится тратить массу усилий, причем без каких-либо гарантий успеха, и тех, кому достаточно приказать – и они обязательно придут на участки, приведут семьи и вовремя отчитаются по установленной форме. На граждан первой категории властям, особенно местным, проще махнуть рукой и вовсе отвадить их от политики – возни с ними много, а толку мало, плюс постоянная угроза протестного голосования. Вторых гораздо меньше, но системная работа с ними позволяет контролировать ход любых кампаний в России. Поэтому прошедшие праймериз «Единой России» – это кроме всего прочего еще и перепись этих людей, смотр мобилизационного ресурса власти.

Восстановление системы выборов в России – это не только обеспечение свободного допуска к ним всех желающих и отсутствие фальсификаций, но и обязательная политическая демобилизация зависимых от власти групп населения. Без нее ничего хорошего не получится, даже если у власти вдруг окажутся другие люди.

Автор — политолог