Почему Дмитрий Медведев не нервничает перед походом в Госдуму

Рейтинг недоверия премьеру вырос до рекордного уровня, но его слабость – это и его сила
Непопулярный Медведев отчитывается перед непопулярной Госдумой за свою непопулярную политику, но в итоге ничего не изменится

Накануне отчета правительства перед Госдумой были опубликованы очередные данные ВЦИОМа, и, судя по ним, в апреле Дмитрий Медведев возглавил рейтинг недоверия политикам, немного обогнав даже одиозного Владимира Жириновского.

По сообщениям ВЦИОМа, доверяют председателю правительства 8,9% опрошенных, а не доверяют – 22,4%. Кроме того, 46,9% не одобряют деятельность председателя правительства. Впрочем, как именно вся эта цифирь соотносится между собой и с реальностью – вопрос диалектический.

В условиях фактического табу на конструктивное обсуждение происходящего в России, деятельности ее органов власти и высших руководителей в крупнейших СМИ (прежде всего на федеральном телевидении) трудно ожидать от граждан какой-то рациональности и логичности в оценке их деятельности. Это в работающих демократических системах в запасе всегда есть альтернативный вариант со своей командой и программой и в случае критичного падения популярности действующего правительства всегда более-менее понятно, на кого возлагать надежды и кому требовать передать полномочия. Опять-таки понятно: где, как и у кого все это требовать. В России гражданин может только сообщить сотруднику социологической службы, что он не доверяет председателю правительства и не одобряет его деятельность, – и то если попадет в выборку.

Любопытная особенность системной политики в России состоит в том, что в настоящем своем виде она не предлагает никаких серьезных альтернатив не только Владимиру Путину, но даже и Медведеву. И это при том, что за прошедший год состоялась непопулярная пенсионная реформа со всеми ее последствиями для отношений власти и общества, а о каких-то успехах в экономике и говорить не приходится. Кроме того, совсем недавно в заключении оказался уже второй бывший министр в правительстве Медведева, Михаил Абызов. При любом нормальном политическом процессе Медведев должен быть признан токсичным и сброшен с корабля современности даже за половину случившегося, а его отчет в парламенте – превратиться в жестокую порку с последующим вынесением вотума недоверия. Но в путинской России все по-особому, и потому Медведев едва ли сильно волнуется перед походом в Госдуму – уж точно не депутатам решать, быть ему дальше премьером или нет. Тем более что Госдума тоже не так чтобы особенно популярный орган власти: 45,3% опрошенных ВЦИОМом в марте респондентов вообще не одобряют ее деятельности, при том что одобряют 37,7%.

Возможно, парящий высоко над всеми Путин вполне осознанно сохраняет Медведева и прочие растерявшие популярность политические институты в нынешнем состоянии и даже вполне этим удовлетворен: сколько бы ни рассуждали о его рейтинговых потерях, на фоне остальных он только укрепляет свое лидерство. Непопулярный Медведев отчитывается перед непопулярной Госдумой за свою непопулярную политику, но в итоге ничего не изменится и Путин продолжит вести страну прежним курсом неизвестно куда, оставаясь самым популярным политиком и неоспоримым лидером.

Быть популярным на фоне удручающей непопулярности всех вокруг, конечно, проще, чем каждый день доказывать свою уместность на фоне плеяды ярких и самобытных политиков в условиях хоть какой-то реальной конкуренции и хотя бы зачаточной прозрачности. Но можно ли считать этот путь успешным в долгой перспективе?

Обратная сторона этого явления – постоянно возрастающий риск почти мгновенной делегитимизации власти в любых кризисных ситуациях. Непопулярная Госдума, штампующая все более странные законы, непонятный Совет Федерации, населенный миллиардерами, непопулярное правительство во главе с премьером, которому доверяют меньше, чем Жириновскому, губернаторы, мельтешение которых все сложнее отслеживать и воспринимать хоть сколько-нибудь серьезно, – способна ли вся эта система функционировать в экстремальных ситуациях?

Между прочим, именно Медведев со своим мизерным уровнем доверия и растущим антирейтингом должен будет исполнять обязанности президента, если какие-то непредставимые обстоятельства вырвут власть из рук Путина. Есть в этом что-то пугающее, согласитесь!

Автор — публицист, Екатеринбург