Германия должна стать нейтральной

В интересах страны копировать политику России на Ближнем Востоке

Война в секторе Газа выплеснулась на улицы Германии. В последние недели мы увидели сотни пропалестинских демонстраций, и некоторые из них собирали больше 10 000 участников. Им противостояли публичные акции в поддержку Израиля, пусть и гораздо меньшие по масштабу. Одни размахивают флагами Палестины и требуют уничтожения Израиля. Другие потрясают израильскими знаменами и призывают сровнять сектор Газа с землей – чтобы он превратился в большую автостоянку. Когда оппоненты встречаются, спор переходит в потасовку. Полиция работает на пределе своих возможностей.

В пропалестинских демонстрациях принимают участие почти исключительно арабы – иностранцы или получившие гражданство Германии в последние годы. В 1970-х – 1990-х гг. борьбу палестинцев за независимость в ФРГ поддерживали левые антиимпериалисты местного происхождения, но теперь их доля в этом движении совершенно незначительна. Нынешнее бурление на улицах и рынках в Германии является следствием неконтролируемой массовой иммиграции последних десятилетий. Мы, немцы, импортировали зарубежные конфликты.

На произраильских демонстрациях немцев больше, но нельзя сказать, что все они озабочены именно судьбой государства евреев. В составе этих шествий, например, есть правые политики, которые хотят использовать свою солидарность с Израилем, чтобы положить конец массовой исламской иммиграции в ФРГ.

С другой стороны, большинство еврейских общественных объединений в Германии в последние годы поддерживали иммиграцию, потому что они верят в идею мультикультурного общества. Теперь они критикуют импортированную враждебность по отношению к Израилю, но не желают порывать с идеей массовой иммиграции. Теперь они предлагают, чтобы подающий на гражданство просто дал клятву поддерживать Израиль, – как будто это поможет.

Все это политические дрязги и борьба лоббистских групп. Подавляющее большинство немцев не встают на чью-либо сторону в палестино-израильской войне, и это мудро. Такую же позицию занимает моя партия «Альтернатива для Германии». В конце концов, Германия совершенно не заинтересована в том, чтобы выбирать одно из двух. У нас исторически сложились добрые отношения с арабским миром, который имеет для Германии непреходящее значение как поставщик сырьевых ресурсов. Но мы также заинтересованы и в хороших отношениях с Израилем, который играет ключевую роль на Ближнем Востоке как высокоразвитая страна и ядерная держава. Россия, для примера, находится в аналогичной ситуации: с одной стороны, крепнущее взаимодействие с Ираном и Сирией, с другой – тесные связи с Израилем, хотя бы из-за крупной общины русскоязычных репатриантов в этой стране.

Таким образом, конфликт в Газе как таковой не отвечает интересам ни Германии, ни России. Мы не хотим, чтобы одна из сторон разгромила другую. И в отличие от Соединенных Штатов мы не заинтересованы в том, чтобы конфликт продолжал тлеть, нам нужен прочный мир. Лучшая роль для наших двух государств – нейтральный посредник, добивающийся мира по дипломатическим каналам. Но если Россия может спокойно взять на себя эту роль, то правительство Германии подвергается жесткому давлению. Мигрантская улица, Израиль и стоящие за ним США – каждый перетягивает власти ФРГ на свою сторону. И США с Израилем сильнее, чем люди на улицах.

Одним из рычагов воздействия на немцев является старый аргумент о холокосте: поскольку гитлеровский режим устроил геноцид евреев, Германия теперь должна поддерживать Израиль без всяких «если» и «но». Канцлеры Германии неоднократно позволяли себе поддаваться этому аргументу. В 2008 г. Ангела Меркель сделала сенсационное заявление в кнессете: безопасность Израиля является «смыслом существования Германии». Строго говоря, эта формулировка означает, что безопасность Израиля так же важна для Германии, как и ее собственная. Если следовать этой логике, можно сделать вывод, что Германия сейчас должна вступить в войну с «Хамас». Но этого не произойдет. И не только потому, что по своим боевым качествам армия Германии не помощник израильским военным. Немецкое правительство в целом неохотно конвертирует свои громкие слова в конкретные действия по поддержке Израиля.

В конце октября, например, Соединенные Штаты и Израиль ожидали, что Германия проголосует против резолюции ООН, призывающей к прекращению огня в Газе. Этот документ был предложен, в частности, Россией и Турцией, он содержал очень взвешенные и нейтральные формулировки. Тот факт, что резолюция была принята большинством в 120 голосов при 14 голосах против, показывает, какова позиция мира по этому вопросу. Однако 45 стран воздержались при голосовании, и Германия среди них.

Возникает подозрение, что декларируемая Германией безоговорочная поддержка Израиля – это всего лишь риторика. И за это власти не стоит критиковать. Наоборот, это намек на то, что нынешнее правительство Германии еще не утратило остатков здравого смысла и старается преследовать интересы своей страны. Конечно, до подлинного нейтралитета тут еще далеко. Нейтралитет не означает безразличия – это применение одного и того же стандарта справедливости ко всем сторонам конфликта. По-настоящему нейтральная Германия не будет мириться с чрезмерно жесткими действиями израильтян и не будет осуждать террор «Хамас» без того, чтобы не упомянуть о многочисленных жертвах среди мирных палестинцев. По-настоящему нейтральная Германия проголосовала бы за резолюцию ООН, которая придает равный вес жертвам среди гражданского населения с обеих сторон.

Короче говоря, по-настоящему нейтральная Германия будет проводить такую же политику на Ближнем Востоке, что и Россия. Мы еще не пришли к этой точке зрения. Пока нет.