«Лед 3»: здравствуй, юность на коньках!

В новом фильме популярной франшизы произошла окончательная смена поколений

Все спортсмены катаются по тонкому льду. Сегодня досадная ошибка, завтра травма, послезавтра отставка. «Ты лучший, Саш. Но уже старый», – говорят Горину (Александр Петров из «Полицейского с Рублевки» и «Звоните ДиКаприо!») в клубе. И переводят из хоккеистов в тренеры. Его дочери-фигуристке Наде (первая большая роль Анны Савранской) всего 18, а у нее уже травма колена и в спину дышат 15-летние конкурентки. Но больнее колена ноет сердце. Тренер Шаталина (Мария Аронова – половинка «Пары из будущего» и Атаманша из «Бременских музыкантов»), заменившая ей мать, откладывает лечение от онкологии до тех пор, пока не доведет Надю до Кубка Льда – вымышленного аналога Олимпийских игр. Но Надя не хочет победы такой ценой. Поэтому она уходит от Шаталиной, оставляет и папу. Едет из Иркутска в Москву, чтобы попытать счастья там с другим тренером.

Российская супергероика родилась задолго до «Майора Грома» (2021) – и это, конечно, спортивные драмы. Схожи не только сюжеты, но и индустриальная роль. В 2010-е кинокомикс не просто превратился в ведущий и самый прибыльный тип голливудского блокбастера. Супергерои контрабандой вернули на большой экран классические жанры: от фильма-ограбления («Человек-муравей») до «параноидального триллера» 1970-х в духе «Трех дней кондора» («Первый мститель: Другая война»). Так и спортивные фильмы в России реанимировали целый ряд некассовых жанров. Тот же «Тренер», среди прочего, еще и социальная драма: успехи второсортного футбольного клуба перезаряжают потухший город. Отними футбол и воодушевляющий финал – получится фильм из конкурса «Кинотавра». Или «Чемпион мира» – о поединке гроссмейстеров Анатолия Карпова и Виктора Корчного. В немалой степени это политический триллер, совсем уж зверь из Красной книги.

Кейс «ледовой» франшизы (все три фильма – производство постоянных компаний-партнеров Art Pictures и «Водород») в этом отношении особенно интересен. Уже в первом фильме 2018 г. (сборы – 1,5 млрд руб.; здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино) режиссер Олег Трофим – как раз будущий постановщик «Майора Грома» – с ходу перевыполнил план. Здесь три жанра по цене одного билета: спорт, романтическая мелодрама, мюзикл. Причем именно мюзикл действительно протаскивается контрабандой – даже в трейлере третьей серии по традиции никак не заявлены музыкальные номера. Второй «Лед» (2020) снял режиссер хитов «Горько!» и «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жора Крыжовников, который повторил 1,5-миллиардную кассу, хотя радикально усилил градус реализма. Никаких вымышленных «кубков» и сказочных сюжетных поворотов – несмотря на фирменный юмор и виртуозные «клипы», это настоящая драма отца-одиночки, который учится быть хорошим папой и чрезмерно опекает свою дочь.

/ НМГ

Жаль, но третий «Лед» дебютанта Юрия Хмельницкого по степени условности ближе к первой серии. Не драма, а снова мелодрама на разрыв. Ее даже можно назвать ремейком. Опять Кубок Льда на кону, только уже Наде-младшей, как в свое время ее маме (Аглая Тарасова из «Интернов» и «Холопа 2»), придется выбирать между карьерой и личным счастьем с хоккеистом – того играет Степан Белозеров («Лунатики», «Саша»). Если в первых двух частях за романтику отвечал Петров – и второй «Лед» даже внушал робкую надежду на счастливую будущность его героя с другой девушкой, то в третьей серии у персонажа никакого намека на личную жизнь. Горин – скучный, правильный папа, разве что чересчур импульсивный, но это не лечится. Он продолжает соперничать с Шаталиной за влияние на Надю, и они все больше похожи на старую женатую пару. И честно говоря, их блестящий дуэт даже заслоняет молодежь и их предсказуемую, понятную историю любви.

/ НМГ

И не сказать, что «Лед 3» не получился, – совсем нет, после некоторого скепсиса в первые полчаса далее история таки заползает за шиворот. После неудачного «клипа» на «Я свободен» Кипелова каждый последующий номер изобретательнее и интереснее предыдущего. Особенно, наверное, удались «Любовь» Дельфина, разложенная на диалог-речитатив папы и дочки, а также «Если в сердце живет любовь» Юлии Савичевой, спетая в три голоса.

Виды Байкала все так же хороши – и лед родного озера все так же одобряюще шепчет слова поддержки. Кубок Льда в свое время пришлось изобрести из-за олимпийского допингового скандала, на фоне которого выходила первая часть, однако придумка оказалась вполне в духе франшизы. Лед спортивных арен – метафора скользкой дорожки спорта. Байкальский же лед говорит голосами любимых, которых уже нет с нами.

Что до развязки, ее легко обвинить в чрезмерной «сказочности», но мелодраму, в общем, и любят за запрещенные приемы. В сущности, некоторую досаду вызывает лишь одно обстоятельство – первые фильмы шли по нарастающей, а в третьем, напротив, чувствуется сознательное занижение амбиций. Шаталина бы такое точно не одобрила.