Кейсы компаний / Партнерский проект / Тинькофф Касса

Как развивается рынок онлайн-образования, и какую роль играет в этом интернет-эквайринг

Опытом делятся Skyeng, TutorOnline и «Инглекс»

23 мая 2022

В России уже не первый год наблюдается бум на рынке EdTech: в последние несколько лет запускались новые компании с фокусом на образовательные услуги, а существующие масштабировали свою деятельность. В итоге, по данным исследования «Тинькофф Кассы», количество покупок в категории онлайн-образование в 2021 г. увеличилось на 114 % по сравнению с 2020 г.

«На высокую популярность онлайн-образования в России повлияло несколько трендов, среди которых переход многих компаний на удаленный или гибридный формат работы и повсеместная цифровизация, когда мобильный телефон становится удобной точкой доступа к любому сервису», ― рассказывает директор по продажам интернет-эквайринга «Тинькофф Кассы» Артем Шабалин.

Кроме того, интерес к онлайн-образованию вызван клиповостью мышления, которая отличает современное общество. Она характеризуется неготовностью изучать учебный материал часами и переходом к краткосрочным курсам и программам, позволяющим осваивать определенную дисциплину по частям.

Важную роль играет и стремление россиян к саморазвитию. Около 20 % опрошенных россиян поставили себе в качестве цели на прошедший год изучение хотя бы одного иностранного языка, а в целом уделять больше времени своему образованию решили 29 % соотечественников. Согласно опросу Superjob.ru, незнание английского языка заняло вторую строчку в «рейтинге» главных  препятствий для карьерного роста россиян (по их собственному мнению). Спрос на образовательные курсы может поддерживать и то, что крупные игроки образовательного рынка предлагают по окончании курсов помощь с трудоустройством: создают закрытые чаты с вакансиями, заносят учеников в базу фрилансеров, помогают с резюме и собеседованиями, перечисляет Шабалин.

В начале 2022 года из-за ухода международных образовательных платформ с российского рынка спрос на онлайн-обучение немного снизился. Также косвенно могли повлиять и другие факторы, например сложности с продвижением курсов с помощью рекламы в популярных социальных сетях. По данным «Тинькофф Кассы», в марте ― апреле 2022 года количество покупок образовательных курсов снизилось на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Совокупные траты уменьшились на 7 %, а средний чек немного вырос ― на 4 %. «В то же время у компаний, предоставляющих образовательные услуги, есть скрытый потенциал для роста оборотов за счет правильного интернет-эквайринга, позволяющего увеличить платежную конверсию и добавлять новые платежные сервисы, например оплату в рассрочку», ― указывает Шабалин.

По данным «Тинькофф Кассы», превалирующее большинство (82 %) платежей в категории «Образование» приходится на онлайн-оплату. Из-за этого для онлайн-школ критически важен показатель платежной конверсии, которая рассчитывается как доля успешных операций оплаты. Чем выше платежная конверсия у эквайера, тем больше людей смогут оплатить курс, а значит, онлайн-школа получит больше выручки. Также на прибыль влияют сервисы, облегчающие пользователю процесс онлайн-покупки: сохранение данных карты на платежной форме для последующих оплат и возможность привязки карты для совершения регулярных автоплатежей. На доходы напрямую влияет и возможность оплаты в рассрочку, которую можно добавить прямо на страницу с выбором вариантов оплаты, так можно увеличить средний чек до 40 %.   

«Ведомости&» совместно с «Тинькофф Кассой» поговорили с представителями крупных онлайн-школ и выяснили, как в их бизнесе помогает эквайринг.

Что скрывается за оплатой «в один клик»

Представители образовательных онлайн-учреждений обращают внимание на то, что иногда клиенты не хотят вводить данные банковской карты на сайте школы или ее партнера, если используется непопулярный платежный сервис, о котором они не слышали. Поэтому работа с известными игроками на рынке интернет-эквайринга придает школе больше статусности и повышает доверие к ней.

Проект TutorOnline появился еще в 2011 г. Его первоначальная концепция подразумевала репетиторство по Skype (13+), которое в итоге выросло в собственную платформу с виртуальной классной комнатой для ученика и учителя. Сейчас это высокотехнологичная «классная доска» в онлайне со встроенным контентом и контролем занятий.

TutorOnline работает с «Тинькофф Кассой» с февраля 2021 г.  Когда возник вопрос о подключении эквайринга, компания рассматривала несколько вариантов, в основном от платежных агрегаторов. Но в итоге в качестве партнера по эквайрингу был выбран банк, причем из числа крупнейших. Благодаря сотрудничеству с «Тинькофф Кассой» TutorOnline удалось реализовать программы рассрочки, что напрямую повлияло на рост выручки компании, рассказал представитель TutorOnline. Согласно исследованию «Тинькофф», подключение рассрочки приводит к увеличению суммы одной покупки в среднем на 40 %.

Эквайер как универсальный помощник

У популярных онлайн-школ и сервисов изучения иностранных языков большой поток обращений от клиентов. Как рассказывают игроки рынка, многие люди предпочитают звонить в техподдержку даже по тем вопросам, ответы на которые они могут найти на ее сайте или в своем договоре. Это создает высокую нагрузку на специалистов поддержки, зачастую увеличивая время их ответа. При этом не менее четверти обращений клиентов обычно содержат в себе вопрос об оплате.

Сервис «Инглекс» специализируется на предоставлении информационных услуг, связанных с изучением английского языка, ― от разговорной практики до полготовки к ЕГЭ и «узкопрофильного» английского (для IT-специалистов или общения в бизнес-сфере). Сервис успешно работает более 10 лет.

Логично, что при таких масштабах деятельности большого количества обращений с различными вопросами в техподдержку не избежать.

До 2020 г., когда «Инглекс» начала использовать решение «Тинькофф Кассы», ее предыдущие эквайеры периодически испытывали проблемы при принятии онлайн-оплаты либо выставляли дополнительные условия обслуживания, вспоминает сооснователь «Инглекс» Алексей Чемирис. По его словам, в среднем техподдержка ежемесячно фиксировала не менее 40 обращений, связанных с безналичной оплатой. «Сотрудничество с «Тинькофф Кассой» полностью избавило школу от сложностей в этом вопросе за счет того, что платежи стали обрабатываться без перебоев и количество обращений по вопросам оплаты снизилось практически до нуля», ― заключил он.

Найти надежного партнера

Онлайн-школа Skyeng еще с момента своего запуска в 2012 г. проводила занятия на собственной образовательной платформе Vimbox (13+), интегрированной с личным словарем и мобильным приложением. Сегодня Skyeng ― это одна из крупнейших российских EdTech-компаний в России. Среди ее партнеров около 15 000 педагогов и более 150 000 учеников всех возрастов. Skyeng начала работать с «Тинькофф Кассой» в 2020 г. За 2 года отношения школы с сервисом значительно выросли.

Изначально при выборе нового партнера-эквайера перед Skyeng стояли две задачи: подключить запасного провайдера эквайринговых сервисов, чтобы подстраховаться на случай отказа текущего, и снизить стоимость интернет-эквайринга. По итогу «Тинькофф Касса» (АО «Тинькофф Банк» 0+) стала для школы одним из двух основных равнозначных провайдеров. Представитель Skyeng рассказывает, что в качестве особых преимуществ решения от «Тинькофф Кассы» в Skyeng выделяют гибкость и высокий уровень сервиса, а также удобный SDK для мобильных приложений (SDK ― набор средств для разработки, используемый программистами). Подключение к «Тинькофф Кассе» позволило существенно быстрее настраивать оплату за новые и экспериментальные продукты. А  платежная конверсия с начала сотрудничества выросла на несколько процентов.

Читайте также сюжет «Бизнес в цифрах» при поддержке «Тинькофф Кассы».